Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

Учебник для 2 класса часть 1

Литературное чтение

       

Сказка о рыбаке и рыбке

(окончание)

* * *

        Старичок к старухе воротился.
        Что ж? Пред ним царские палаты.
        В палатах видит свою старуху,
        За столом сидит она царицей,
        Служат ей бояре да дворяне,
        Наливают ей заморские вины;
        Заедает она пряником печатным;
        Вкруг её стоит грозная стража,
        На плечах топорики держат.

        Как увидел старик, — испугался!
        В ноги он старухе поклонился,
        Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
        Ну, теперь твоя душенька довольна».
        На него старуха не взглянула,
        Лишь с очей прогнать его велела.
        Подбежали бояре и дворяне,
        Старика взашей затолкали.
        А в дверях-то стража подбежала,
        Топорами чуть не изрубила.
        А народ-то над ним насмеялся:
        «Поделом тебе, старый невежа!
        Впредь тебе, невежа, наука:
        Не садися не в свои сани!»

* * *

        Вот неделя, другая проходит,
        Ещё пуще старуха вздурилась.
        Царедворцев за мужем посылает,
        Отыскали старика, привели к ней.
        Говорит старику старуха:
        «Воротись, поклонися рыбке.
        Не хочу быть вольною царицей,
        Хочу быть владычицей морскою,
        Чтобы жить мне в Окияне-море,
        Чтоб служила мне рыбка золотая
        И была б у меня на посылках».

* * *

        Старик не осмелился перечить,
        Не дерзнул поперёк слова молвить.
        Вот идёт он к синему морю,
        Видит, на море чёрная буря:
        Так и вздулись сердитые волны,
        Так и ходят, так воем и воют.
        Стал он кликать золотую рыбку,
        Приплыла к нему рыбка, спросила:
        «Чего тебе надобно, старче?»
        Ей старик с поклоном отвечает:
        «Смилуйся, государыня рыбка!
        Что мне делать с проклятою бабой?
        Уж не хочет быть она царицей,
        Хочет быть владычицей морскою;
        Чтобы жить ей в Окияне-море,
        Чтобы ты сама ей служила
        И была бы у ней на посылках».
        Ничего не сказала рыбка,
        Лишь хвостом по воде плеснула
        И ушла в глубокое море.

* * *

        Долго у моря ждал он ответа,
        Не дождался, к старухе воротился —
        Глядь: опять перед ним землянка;
        На пороге сидит его старуха,
        А пред нею разбитое корыто.

Много захочешь — последнее потеряешь.

Много желать — добра не видать.

Ненасытному всё мало.

Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Проверяем свои знания

  1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
  2. Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.
  3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
  4. Сравни начало и конец сказки.
  5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
  6. Проследи, как постепенно менялось море: море слегка разыгралось; помутилось синее море; не спокойно синее море; почернело синее море; на море чёрная буря. Почему так происходило?
  7. Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.
  8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».
  9. Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рейтинг@Mail.ru