Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

Учебник для 2 класса часть 1

Литературное чтение

       

Иван Андреевич Крылов

Басни дедушки Крылова. Кто же их не знает? Про Ворону и Лисицу, про Стрекозу и Муравья, про Слона и Моську.

А знаешь ли ты, что, для того чтобы писать хорошие басни, надо быть очень трудолюбивым человеком? «Будет просто, как переделаешь раз со сто», — говорил современник Крылова художник Федотов. Только к одной басне «Кукушка и Петух», в которой всего двадцать одна строка, черновых набросков около двухсот строк.

Всю жизнь Иван Андреевич Крылов и работал, и учился. Работать он начал в одиннадцать лет, а греческий язык, например, начал изучать в пятьдесят лет и за два года овладел им в совершенстве.

Проверяем свои знания

  1. Рассмотри рисунки. Вспомни названия басен. Расскажи, что перепутал художник.

  2. Найди басни И. А. Крылова в библиотеке. Перечитай понравившуюся тебе басню.

Лебедь, Рак и Щука

      Когда в товарищах согласья нет,
      На лад их дело не пойдёт,
      И выйдет из него не дело, только мука.
      Однажды Лебедь, Рак да Щука
      Везти с поклажей воз взялись,
      И вместе трое все в него впряглись;
      Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
      Поклажа бы для них казалась и легка:
      Да Лебедь рвётся в облака,
      Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
      Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам,
      Да только воз и ныне там.

Дружно негрузно, а врозь хоть брось.

Проверяем свои знания

  1. Обсудите с другом. Грустную или смешную историю рассказал И. А. Крылов? Как вы понимаете выражение «воз и ныне там»?
  2. Сравни басни и сказки. Есть ли у них что-то общее? Выполни задание в «Рабочей тетради».

    Басни — это короткие, чаще всего стихотворные произведения, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи.

  3. Назови героев басни. Опиши, как они старались сдвинуть воз. Что главное они не сделали: не спели вместе; не договорились, как будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более сильного?
  4. Прочитай первые три строки. Придумай свой рассказ на эту тему.
  5. Обсудите с другом. О чём предупреждает И. А. Крылов людей, которые взялись за общее дело? В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки? Продумайте условия совместной работы. Сравните их с теми, что даны в «Рабочей тетради».

Стрекоза и Муравей

        Попрыгунья Стрекоза
        Лето красное пропела;
        Оглянуться не успела,
        Как зима катит в глаза.
        Помертвело чисто поле;
        Нет уж дней тех светлых боле,
        Как под каждым ей листком
        Был готов и стол, и дом.
        Всё прошло: с зимой холодной
        Нужда, голод настаёт;
        Стрекоза уж не поёт;
        И кому же в ум пойдёт
        На желудок петь голодный!
        Злой тоской удручена,
        К Муравью ползёт она:
        «Не оставь меня, кум милой!
        Дай ты мне собраться с силой
        И до вешних только дней
        Прокорми и обогрей!» —
        «Кумушка, мне странно это:
        Да работала ль ты в лето?» —
        Говорит ей Муравей.
        «До того ль, голубчик, было?
        В мягких муравах у нас
        Песни, резвость всякий час,
        Так, что голову вскружило». —
        «А, так ты...» — «Я без души
        Лето целое всё пела». —
        «Ты всё пела? это дело:
        Так поди же, попляши!»

Делу — время, а потехе — час.

Проверяем свои знания

  1. Кто из героев басни тебе понравился и почему?
  2. Справедливо или нет поступил Муравей?
  3. Почему Стрекоза «злой тоской удручена»?
  4. Сочувствуешь ли ты ей?
  5. В каких строках басни содержится основная мысль? Как ты её понимаешь? Соотнеси её с пословицей.
  6. Разыграйте с другом, как в театре, JI разговор Стрекозы и Муравья. Определите характеры героев. С какой интонацией надо произносить реплики?

Рейтинг@Mail.ru