Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник для 3 класса (2 часть)

Литературное чтение

       

Саша Чёрный

* * *

        Что ты тискаешь утёнка?
        Он малыш, а ты — большой.
        Ишь, задравши головёнку,
        Рвётся прочь он всей душой...

        Ты представь такую штуку, —
        Если б толстый бегемот
        Захотел с тобой от скуки
        Поиграть бы в свой черёд?

        Взял тебя бы крепко в лапу,
        Языком бы стал лизать,
        Ух, как стал бы звать ты папу,
        И брыкаться, и кричать!..

        Ты снеси утёнка к утке,
        Пусть идёт купаться в пруд.
        Лапы мальчика не шутки,
        Чуть притиснешь — и капут.

  1. Как поэт убеждал малыша не тискать утёнка? Прочитай.
  2. Объясни смысл следующих строк: «Лапы мальчика не шутки, чуть притиснешь — и капут».
  3. Как взрослый разговаривает с малышом: сердито, ругает его, дружелюбно, что-то советует?
  4. Эти стихи весёлые или грустные?

Воробей

        Воробей мой, воробьишка!
        Серый, юркий, словно мышка.
        Глазки — бисер, лапки — врозь,
        Лапки — боком, лапки — вкось...

        Прыгай, прыгай, я не трону —
        Видишь, хлебца накрошил...
        Двинь-ка клювом в бок ворону,
        Кто её сюда просил?

        Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
        Так, вот так, ещё чуть-чуть...
        Ветер сыплет снегом, злюка,
        И на спинку, и на грудь.

        Подружись со мной, пичужка,
        Будем вместе в доме жить,
        Сядем рядышком под вьюшкой,
        Будем азбуку учить...

        Ближе, ну ещё немножко...
        Фурх! Удрал... Какой нахал!
        Съел все зёрна, съел все крошки
        И спасибо не сказал.

  1. Перечитай первые четыре строчки стихотворения. Каким ты представил себе воробья? Помогли ли тебе в этом выразительные слова (эпитеты) серый, юркий и сравнение словно мышка? Как ты понимаешь слова глазки — бисер?
  2. Ещё раз прочитай стихи, прислушайся к их звучанию. Помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей?
  3. Как поэт относится к воробью? Обрати внимание, как он называет его.
  4. Прочитай стихотворение выразительно, так, будто ты сам разговариваешь с воробышком.

Слон

        «Слоник, слоник, настоящий слон живой,
        Отчего ты всё качаешь головой?»

        — «Оттого что, потому что, потому, —
        Всё я думаю, дружок, и не пойму...

        Не пойму, что человек, такой малыш,
        Посадил меня в клетушку, словно мышь..

        Ох, как скучно головой весь день качать!
        Лучше брёвна дали б, что ли, потаскать...»

        «Слоник, слоник, не качай ты головой!
        Дай мне лучше поскорее хобот свой...

        Я принёс тебе из бархата слона,
        Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!

        Можешь мыть его, и нянчить, и лизать...
        Ты не будешь головой теперь качать?..»

  1. Что необычного в изображении слона?
  2. Прочитай в лицах разговор слона с малышом. Определи, шутливым или серьёзным тоном надо читать эти стихи.
  3. Попробуй рассказать весёлую историю про ?т.. слона или сочини небольшое стихотворение о нём. Запиши его план в «Рабочую тетрадь».
  4. Обсудите с другом стихотворения Саши Чёр-ного. О ком они: о животных или о людях?

    Что объединяет произведения?

Рейтинг@Mail.ru