Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 11 класса

Естествознание

   

Практические работы №9, №10

9. Изучение явления электромагнитной индукции

Цель работы: исследовать явление электромагнитной индукции и научиться получать индукционный ток.

Оборудование: полосовой магнит, электромагнит разборный, миллиамперметр, лабораторный источник питания, ключ, реостат, соединительные провода.

Ход работы..............................................

  1. Соедините миллиамперметр с одной из катушек электромагнита.
  2. Внося электромагнит в катушку, фиксируйте появление индукционного тока в катушке и его направление. Повторите опыт, выдвигая магнит из катушки.
  3. Изменяя скорость движения полосового магнита внутри катушки, исследуйте влияние скорости на значение силы индукционного тока.
  4. Соберите цепь, состоящую из последовательно соединённых источника электрического тока, второй катушки электромагнита, реостата и ключа. Расположите рядом с этой катушкой катушку электромагнита, соединённую с миллиамперметром.
  5. Замыкая и размыкая цепь, проследите, возникает ли электрический ток в катушке, соединённой с миллиамперметром, при замыкании и размыкании цепи и каково его направление.
  6. Замкните цепь второй катушки, с помощью реостата изменяйте в ней силу тока. Проследите, возникает ли электрический ток в катушке, соединённой с миллиамперметром, при изменении силы тока в цепи и каково его направление.
  7. Сделайте выводы относительно условий возникновения индукционного тока, его направления и силы.

10. Золотое сечение и его отражение в произведениях искусства

Цель работы: научиться выполнять золотое сечение отрезка, чертить золотой треугольник и прямоугольник; освоить правило третей; научиться анализировать произведения искусства на предмет соответствия золотому сечению и правилу третей; научиться выстраивать композицию фотографии или рисунка с учётом правила третей.

Оборудование: компьютер, подключенный к сети Интернет, цифровой фотоаппарат, иллюстрации произведений живописи, архитектуры, скульптуры и др.; бумага, линейка, циркуль, карандаш, альбом с репродукциями картин.

Ход работы..............................................

1. Построение золотого сечения отрезка.

Формально с помощью непосредственных измерений линейкой разделить отрезок в точке золотого сечения невозможно, поскольку число φ — иррациональное, равное 1,618033... Сделать это можно с использованием циркуля и линейки, причём были найдены различные способы построения. Применим для деления отрезка в золотой пропорции два наиболее простых.

Способ А. На листе бумаги начертите произвольный отрезок АВ.

Проведите перпендикуляр к отрезку АВ в точке В (рис. 170). Отложите на нём отрезок BD = 2АВ. Из точки D проведите окружность радиусом DK, где DK = АВ. Разделите отрезок АК пополам, отметьте точку Е,при этом АК = 2АЕ. Проведите циркулем дугу с центром в точке А и радиусом АЕ. Дуга пересечёт отрезок АВ в точке золотого сечения С.

Рис. 170. Деление отрезка в золотой пропорции двумя способами

Способ Б. На листе бумаги начертите произвольный отрезок АВ.

Разделите отрезок АВ пополам. Для этого из точек А и В проведите циркулем две пересекающиеся дуги произвольного радиуса. Из полученной точки K опустите перпендикуляр на отрезок АВ. Он пересечёт АВ ровно посередине, в точке М. Из точки В восставляется перпендикуляр. С помощью циркуля отложите на нём отрезок АЕ, равный половине АВ (проведите циркулем дугу из точки М с центром в точке В). Полученную точку Е соедините с точкой А. На полученной линии отложите циркулем отрезок ED, равный ЕВ. Отрезок AD перенесите циркулем на прямую АВ. Полученная при этом точка С делит отрезок АВ в соотношении золотой пропорции.

Произведите проверку. Измерьте длины отрезков АВ и АС на обоих чертежах. Найдите отношения АВ/АС, АС/СВ и обратные им величины. Чему равны эти отношения с точностью до сотых? 2. Построение золотого треугольника.

Проведите вертикальную прямую, отметьте на ней точку А (рис. 171). От точки А отложите на прямой трижды отрезок с произвольной величины, через полученную точку Р проведите перпендикуляр к линии АР. На перпендикуляре вправо и влево от точек В и В1 отложите отрезки с. Полученные точки В и В1 соедините прямыми с точкой А. Вы построили золотой треугольник АВВ1.

Рис. 171. Построение золотого треугольника

Отложите с помощью циркуля отрезок ВВ1 (откладываем на сторону АВ). Полученная точка С делит отрезок АВ в пропорции золотого сечения. Проведите проверку, найдя соотношение АВ/АС.

3. Построение золотого прямоугольника.

Начертите квадрат и разделите его на два равных прямоугольника (рис. 172, а). В одном из прямоугольников проведите диагональ АВ (рис. 172, б). Циркулем проведите окружность радиусом АВ с центром в точке А (рис. 172, в). Продолжите основание квадрата до пересечения с дугой в точке Р и проведите под прямым углом вторую сторону золотого прямоугольника MNKP (рис. 172).

Рис. 172. Построение золотого прямоугольника

Проверьте соотношение длин сторон МР/РК, убедитесь, что оно близко к золотому сечению.

Более того, прямоугольник со сторонами ВК и РК получился тоже золотым! Невероятно, но, отрезав от него квадрат со стороной ВК, вы получите новый золотой прямоугольник и так до бесконечности. Выполните две-три стадии такого деления и проведите соответствующие расчёты в подтверждение соблюдения золотой пропорции.

Вы научились находить, казалось бы, совершенно ординарную точку на обычном отрезке, строить неприметные на первый взгляд треугольник и прямоугольник. Между тем эти фигуры обеспечивают красоту, гармонию и соразмерность в окружающем нас мире.

4. Правило третей.

Ещё в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определённые точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина — горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, они делят величину изображения по горизонтали и вертикали в золотом сечении, т. е. расположены на расстоянии примерно 3/8 и 5/8 от соответствующих краёв плоскости (рис. 173).

Рис. 173. Золотое сечение картины

Данное открытие у художников того времени получило название «золотое сечение картины». Поэтому, для того чтобы привлечь внимание к главному элементу изображения, необходимо совместить этот элемент с одним из зрительных центров.

Принцип построения композиции, основанный на упрощённом золотом сечении картины, называют правилом третей. Оно заключается в том, что при определении зрительных центров изображение делится линиями, параллельными его сторонам, в пропорции 5 : 8, или 3 : 5, или 1 : 2 (т. е. соседние числа последовательности Фибоначчи).

Найдите в сети Интернет и изучите правило третей и его применение в построении композиций фотографий, рисунков, картин, рекламных изображений. Для этого можно воспользоваться материалами «Википедии», а также сайтами:

http://www.photojob.ru/blog/ school/54

http://www.cambridgeincolour.com/ ru/tutorials/ru-rule-of-thirds.htm

http://www.babyblog.ru/community/ post/babyblog_photo/218197

5. Анализ произведений искусства на соответствие правилу третей.

Из альбома с репродукциями проанализируйте на соответствие правилу третей не менее 10 картин. Композиция какой из них наиболее соответствует золотому сечению картины?

Для выполнения данного задания можно воспользоваться возможностями Интернета. На сайте http://fcior.edu.ru найдите цифровой образовательный ресурс «Золотое сечение. Практическая исследовательская работа». Выполните содержащееся там задание.

6. Практическое использование правила третей.

Снимите цифровым фотоаппаратом различные объекты, например человека, природу, здание, скульптуру, интерьер и т. д. При построении композиции используйте правило третей, а именно:

    а) при фотографировании пейзажей используйте горизонтальные линии сетки для горизонта, стыка воды и земли (побережье озера, моря и т. д.);

    б) в фотографировании портретов используйте горизонтальные линии для расположения глаз или, в групповых снимках, голов;

    в) используйте вертикальные линии сетки для таких вещей, как деревья, водопады, специфические детали архитектуры или просто для человека с фоном за ним;

    г) старайтесь поместить специальные фокусные точки в углах среднего прямоугольника (на пересечениях линий).

Перенесите фотографии на компьютер, выберите пять лучших. Проанализируйте их на предмет выполнения правила третей.

Проведите в классе конкурс на лучшую фотографию.

Рейтинг@Mail.ru