Читать онлайн
учебники на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Учебник для 11 класса

Естествознание

       

Практические работы №5, №6, №7, №8

5. Создай лицо ребёнка

Цель работы: нарисовать лицо ребёнка на основе упрощённой модели наследования некоторых доминантных и рецессивных признаков черт лица человека.

Оборудование: монетка, цветные карандаши.

Ход работы..............................................

  1. Определите пол ребёнка, подбросив монету: генотип девочки ХХ (решка), мальчика ХУ (орёл).
  2. Определите черты лица ребёнка, используя приложение и монету (орёл — доминантный признак, решка — рецессивный; первый ген — от мамы, второй — от папы). Полученные данные занесите в таблицу.

  1. Нарисуйте лицо «получившегося» ребёнка.
  2. Рассчитайте в процентах, сколько доминантных признаков генетически привнёс каждый из родителей.
  3. Сделайте вывод о проделанной работе.

Приложение

1. Форма лица:

    круглая (RR; Rr)

    квадратная (rr)

2. Очертание подбородка:

    очень выдающийся (VV; Vv)

    менее выдающийся (vv)

3. Форма подбородка наследуется только в том случае, если подбородок очень выдающийся, и не наследуется, если менее (так как имеет место результат супрессии генов, называющийся эпистазом):

    круглый (RR; Rr)

    квадратный (rr)

4. Ямочка на подбородке:

    присутствует (АА; Аа)

    отсутствует (аа)

5. Цвет кожи наследуется полимерными генами А, В, С, которые обладают аддитивным эффектом. За каждого родителя подбрасываем монету три раза для определения генотипа каждого из генов. Например, первая пара может иметь следующие генотипы: АА; Аа; аа — соответственно такие же пары образуются для генов В и С.

Чем больше доминантных генов присутствует в геноме, тем более активно проявляется пигментация кожи:

    6 доминантных генов — очень чёрная кожа;

    5 доминантных генов — очень коричневая кожа;

    4 доминантных гена — тёмно-коричневая кожа;

    3 доминантных гена — коричневая кожа;

    2 доминантных гена — светло-коричневая кожа;

    1 доминантный ген — смуглая кожа;

    0 доминантных генов — белая кожа.

6. Цвет волос — подобно цвету кожи наследуется полимерными генами. Принимая во внимание, что в образовании цвета волос участвуют четыре гена — А, В, С, D, — подбрасываем монету четыре раза за каждого родителя.

    8 доминантных генов — чёрные волосы;

    7 доминантных генов — тёмно-коричневые волосы;

    6 доминантных генов — тёмно-каштановые;

    5 доминантных генов — каштановые;

    4 доминантных гена — светло-русые;

    3 доминантных гена — светло-рыжеватые;

    2 доминантных гена — блондин (блондинка);

    1 доминантный ген — очень светлый блондин (блондинка);

    0 доминантных генов — белые (альбинос).

7. Рыжие волосы определяются единственным геном, представленным двумя аллелями Red (R) и red (r), и проявляются только в сочетании с доминантным геном.

    RR — ярко-рыжие;

    Rr — светло-рыжие;

    rr — отсутствие рыжих волос.

Рыжие волосы проявляются, только если у вашего ребёнка меньше шести доминантных генов.

8. Тип волос:

    курчавые (СС)

    вьющиеся (Сс)

    прямые (сс)

9. Волосы на лбу сходятся впереди в центре:

    есть признак (Ww)

    нет признака (ww)

10. Цвет бровей:

    очень тёмный (HH),

    тёмный (Hh),

    светлый (hh).

Помните, что цвет бровей может быть иным, чем цвет волос.

11. Толщина бровей:

    густые (ВВ; ВЬ)

    тонкие (bb)

12. Расположение бровей:

    не соединяются (NN; Nn)

    соединяются (nn)

13. Цвет глаз.

Определяется результатом действия двух пар генов, доминантные аллели формируют пигмент, рецессивные — снижают представительство цвета. Первый ген представляет переднюю часть сетчатки, а второй — заднюю. Детерминируют первый ген А, а затем второй — В.

    ААВВ — тёмно-карие;

    ААВв, АаВВ — карие;

    АаВв — светло-карие;

    ААвв, ааВВ — тёмно-синие;

    Аавв, ааВв — голубые;

    аавв — светло-голубые.

Примечание: в действительности цвет глаз определяет намного более сложная система, чем предложенная.

14. Расстояние между глаз:

    близко посаженные (ТТ)

    среднее расстояние (Tt)

    широко расставленные (tt)

15. Размер глаз:

    большие (ЕЕ)

    средние (Ее)

    маленькие (ее)

16. Форма глаз:

    удлинённая (АА, аа)

    круглая (аа)

17. Расположение:

    горизонтальное (HH, Hh)

    угол поднят кверху (hh)

18. Ресницы:

    длинные (LL, Ll)

    короткие (ll)

19. Размер рта:

    большой (ММ)

    средний (Мm)

    маленький (mm)

20. Толщина губ:

    полные (LL, Ll)

    тонкие (ll)

21. Выпуклость губ:

    очень пухлые (HH)

    умеренно пухлые (Hh)

    не пухлые (hh)

22. Ямочки на щеках:

    есть

    нет

23. Размер носа:

    большой (NN)

    средний (Nn)

    маленький (nn)

24. Форма носа:

    круглый (Rr)

    заострённый (rr)

25. Форма ноздрей:

    круглые (RR, Rr)

    заострённый (rr)

26. Мочка уха:

    свободная (FF, Ff)

    сросшаяся (ff)

27. Дарвиновская точка:

    есть (DD, Dd)

    нет (dd)

28. Ямка на мочке:

    есть (РР, Рр)

    нет (рр)

29. Волосы на ушах (волосы на ушах — признак, сцепленный с полом, локализуется в Y-хромосоме и проявляется только у мужчин):

    есть (HH, Hh)

    нет (hh)

30. Веснушки на щеках:

    есть (FF, Ff)

    нет (ff)

31. Веснушки на лбу:

    есть (ZZ, Zz)

    нет (zz)

6. Оценка биологического возраста

Цель работы: оценить собственный биологический возраст.

Оборудование: секундомер, тонометр, спирометр.

Ход работы..............................................

1. Определите индекс самооценки здоровья (СОЗ). На 27 вопросов анкеты дайте ответ «да» или «нет», на последний (28-й) — «хорошее», «удовлетворительное», «плохое», «очень плохое». Ответ «да» на первые 24 вопроса и ответ «нет» на вопросы 25—27 оценивается в 1 балл; прибавьте ещё 1 балл, если на последний вопрос дан ответ «плохо» или «очень плохо».

Анкета «Самооценка здоровья»

  1. Беспокоит ли вас головная боль?
  2. Можно ли сказать, что вы легко просыпаетесь от любого шума?
  3. Беспокоит ли вас боль в области сердца?
  4. Считаете ли вы, что у вас ухудшилось зрение?
  5. Считаете ли вы, что у вас ухудшился слух?
  6. Стараетесь ли вы пить только кипячёную воду?
  7. Уступают ли вам место младшие по возрасту в городском транспорте?
  8. Беспокоит ли вас боль в суставах?
  9. Влияет ли на ваше самочувствие перемена погоды?
  10. Бывают ли периоды, когда из-за волнений вы теряете сон?
  11. Беспокоит ли вас боль в области печени?
  12. Бывает ли у вас головокружение?
  13. Стало ли вам труднее сосредоточиться, чем в прошлые годы?
  14. Беспокоит ли вас ослабление памяти, забывчивость?
  15. Ощущаете ли вы в различных областях тела жжение, покалывание, мурашки?
  16. Беспокоит ли вас шум или звон в ушах?
  17. Держите ли вы для себя в домашней аптечке валидол, нитроглицерин, сердечные капли?
  18. Бывают ли у вас отёки на ногах?
  19. Пришлось ли вам отказаться от некоторых блюд?
  20. Бывает ли у вас одышка при быстрой ходьбе?
  21. Беспокоит ли вас боль в области поясницы?
  22. Приходится ли вам употреблять в лечебных целях какую-либо минеральную воду?
  23. Можно ли сказать, что вы стали легко плакать?
  24. Бываете ли вы на пляже?
  25. Считаете ли вы, что сейчас вы так же работоспособны, как и прежде?
  26. Бывают ли у вас такие периоды, когда вы чувствуете себя радостно возбуждённым, счастливым?
  27. Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

Запишите ваш индекс СОЗ, он может быть от 0 баллов при идеальном до 28 баллов при очень плохом самочувствии.

2. С помощью тонометра измерьте своё артериальное давление.

3. По формуле определите пульсовое артериальное давление:

АДП = АДВ - АДН,

где АДП — артериальное давление пульсовое; АДВ — артериальное давление верхнее; АДН — артериальное давление нижнее.

4. Определите жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ) в положении сидя.

5. Определите продолжительность задержки дыхания в секундах после глубокого вдоха (ЗДвд) и глубокого выдоха (ЗД ).

6. Определите длительность статической балансировки (СБ) при стоянии на левой ноге без обуви с закрытыми глазами и руками, опущенными вдоль туловища, без предварительной тренировки. Берите наилучший результат из двух попыток.

7. Вычислите свой биологический возраст (БВ) по формулам:

для мужчин:

БВ = 44,3 + 0,63 • СОЗ + 0,40 • АДВ - 0,22АДН - 0,22 • АДН -
- 0,004 • ЖЕЛ - 0,11 • ЗДвд + 0,08 • ЗДвыд - 0,13 • СБ;

для женщин:

БВ = 17,4 + 0,82 • СОЗ - 0,005 • АДВ + 0,16 • АДН +
+ 0,35 • АДП- 0,004 • ЖЕЛ + 0,04 • ЗДвд - 0,06 ЗДвыд - 0,11 • СБ.

8. Оцените результаты исследования. Чтобы судить, в какой степени старение соответствует вашему календарному возрасту (КВ), надо сопоставить вашу величину БВ с величиной БВ (ДБВ), которая характеризует возрастной стандарт и вычисляется по формулам:

ДБВ = 0,661 • КВ + 16,9 (для мужчин);

ДБВ = 0,629 • КВ + 15,3 (для женщин).

Вычислите индекс старения (ИС) по формуле:

При ИС >1 индивидуальная степень старения выше календарного возраста, при ИС < 1 — меньше календарного возраста.

9. Занесите полученные результаты в протокол исследования.

10. Оцените индивидуальную степень старения. Укажите факторы образа жизни, существенно влияющие на биологический возраст.

7 Оценка индивидуального уровня здоровья

Цель работы: оценить индивидуальный уровень собственного здоровья и здоровья близких родственников.

Оборудование: секундомер, ростомер, весы.

Ход работы..............................................

Оценка ведётся в условных единицах — баллах или очках — по следующим критериям.

  1. По возрасту. Каждый год до 20 лет даёт 1 балл. От 20 до 40 лет баллы не прибавляются. После 40 лет за каждый прожитый год отнимается 1 балл от 40. Например, для возраста 50 лет даётся оценка 30 баллов (40—10). Оцените в баллах собственный возраст и возраст одного из близких родственников (родителей, бабушки, дедушки).
  2. По соотношению роста и массы тела. Согласно формуле: нормальный вес = рост - 100. Если истинный вес (ваш или родственника) превышает нормальный более чем на 5 кг, то от оценки здоровья отнимается 30 баллов. Если же истинный вес меньше нормального на 5—10 кг, то оценка увеличивается на 5 баллов.
  3. По фактору риска — курению. Некурящие получают дополнительно 30 баллов.
  4. По пульсу. Если пульс в состоянии покоя меньше 90 ударов в минуту, то за снижение его на один удар в минуту к общей сумме всех показателей прибавляется 1 балл. Если пульс в состоянии покоя превышает 90 ударов в минуту, то за каждый лишний удар из оценки здоровья вычитается 1 балл.
  5. По скорости восстановления пульса после дозированных нагрузок. Необходимо подсчитать пульс в покое и после интенсивных приседаний в течение минуты — через четыре минуты отдыха. Если пульс восстановился, к оценке здоровья приплюсовывается 30 баллов. Если пульс выше исходного — значит, восстановление не полное, резервы сердечно-сосудистой системы невелики, и от 30 отнимается избыточное число ударов, а остаток прибавляется к общей оценке здоровья.
  6. По загруженности активной физической деятельностью и выносливости организма. Если вы регулярно занимаетесь оздоровительным бегом, ходьбой, плаваете в бассейне или ездите на велосипеде, выполняете утреннюю гигиеническую гимнастику, то к общей сумме прибавляется 10 баллов. Если вы ведёте малоподвижный образ жизни, привыкли ездить на машине и не ходите пешком, словом, у вас гиподинамия, то необходимо уменьшить общую сумму на 20 баллов.

Теперь сложите все 6 полученных показателей. Оценку уровня здоровья можно сделать по модифицированной классификации состояния человека, показанной в таблице 13.

Таблица 13

Запишите полученные результаты (отдельно для себя и родственника), оцените индивидуальный уровень здоровья. При неудовлетворительных результатах проведите анализ причин отклонения вашего здоровья от нормы.

8. Определение суточного рациона питания

Цель работы: составить свой суточный рацион питания.

Оборудование: таблица химического состава и калорийности основных пищевых продуктов, калькулятор.

Ход работы..............................................

Суточная энергетическая потребность подростков в возрасте 15—17 лет составляет 13 440 000—14 700 000 кДж. Единицей измерения энергии является джоуль (Дж). Однако в физиологии и медицине используют внесистемную единицу — калорию или килокалорию. Взаимосвязь этих единиц: 1 ккал = 4,19 кДж.

  1. Пользуясь таблицей 14, рассчитайте свой суточный рацион питания за один (вчерашний) день

Таблица 14
Химический состав и калорийность основных пищевых продуктов (в расчёте на 100 г)



  1. Результаты расчётов суточного пищевого рациона этого дня занесите в таблицу 15.

Таблица 15
Суточный пищевой рацион предыдущего дня

  1. Сравните данные расчётного суточного пищевого рациона с нормативом, сделайте вывод об их соответствии.
  2. Предложите оптимальный состав суточного пищевого рациона на учебный день в соответствии с нормативом.

Рейтинг@Mail.ru