Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

География

Учебник для 10 класса

       

§ 2. Где проходят государственные границы?

Вопрос о территории государства непосредственно связан с государственными границами — линиями, проведёнными на карте и на местности, и перпендикулярами, восставленными от этих линий до границы земного пространства с космосом и до центра Земли в глубь её недр.

Рис. 51. Приграничная зона в Республике Карелия, на въезд в которую требуется специальное разрешение, в 2006 г. была сокращена в 3 раза

Принцип нерушимости границ является залогом мирного сотрудничества соседствующих народов, недаром говорят, что хорошие границы делают хороших соседей (рис. 51).

Две противоборствующие тенденции: укрепление барьерной функции границ и развитие контактной функции (т. е. превращение границ в зоны экономического сотрудничества) определяют роль границ в международных экономических отношениях.

Сухопутные границы. Сухопутные границы устанавливаются в два этапа: первый — делимитация (описание их в договоре и максимально точное обозначение на карте, прилагаемой к договору) и второй — демаркация (обозначение границ на местности и описание этого процесса в специальном протоколе).

Морские границы. К берегу государства прилегают территориальные воды — суверенная территория государства протяжённостью, согласно международным соглашениям, 12 миль. За территориальными водами расположена прилегающая зона — полоса шириной 12 миль. Таким образом, граница государства, в пределах которой осуществляется пограничный контроль за соблюдением таможенных и иммиграционных правил, находится на расстоянии 24 морских миль от прибрежной линии (рис. 52).

Рис. 52. Морские границы государства

Далее над континентальным шельфом и материковым склоном расположены исключительная экономическая зона и исключительная зона рыболовства шириной 200 миль. Эти зоны могут использоваться как прибрежными государствами (для разведки, разработки естественных ресурсов недр и вод, создания в этой зоне искусственных островов, установок и сооружений), так и другими государствами (они имеют право судоходства, полётов, прокладки кабелей и трубопроводов, если это не нарушает права прибрежных государств).

Континентальный шельф — это морское дно и недра подводных районов за пределами территориального моря до внешней границы подводной окраины материка. Эта зона простирается до глубины 200 м или на расстояние 200 морских миль от линий, которые отмеряют ширину территориального моря (если внешняя граница подводной окраины не простирается на такое расстояние). Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Континентальный шельф не может простираться более чем на 350 миль. Государства имеют право на разведку и разработку естественных богатств континентального шельфа (рыбную ловлю, добычу полезных ископаемых). Линии границ континентального шельфа, примыкающего к территории государств, берега которых расположены один против другого, или к территории двух смежных государств, определяются соглашением между государствами либо на основе международных принципов.

Территориальный спор между Колумбией и Венесуэлой

    Главная причина спора между Колумбией и Венесуэлой — запасы нефти на континентальном шельфе и водном пространстве, прилегающем к гористым незаселённым островам Лос-Монхес.

    В 1944 г. Колумбия в одностороннем порядке объявила свой суверенитет над островами, а в 1952 г. Венесуэла их захватила.

    В 1976 г. вопрос о государственной принадлежности островов и наличии (или отсутствии) у них континентального шельфа решал Международный суд. Он подтвердил, что острова принадлежат Венесуэле, но Колумбия имеет ограниченные права на разработку нефти в Венесуэльском заливе. Решение Международного суда вызвало недовольство обеих сторон и не привело к окончательному разрешению конфликта.

Рис. 53. Территориальные споры между Колумбией и Венесуэлой из-за использования исключительной экономической зоны и континентального шельфа

Острова и атоллы, принадлежащие другим государствам, могут иметь лишь 12-мильную полосу территориального моря и прилежащую зону, но не дают права на континентальный шельф.

Проведение морских границ в проливах, заливах и внутренних морях — сложная политическая проблема. Обычно границы проводятся на равном расстоянии от побережий соседствующих стран.

Географическое положение: выход к морю. Для современных государств, всё больше зависящих от мирохозяйственных связей, выход к морям Мирового океана считается важным преимуществом географического положения. Им не обладают всего 42 государства, причём в основном это страны с низким уровнем дохода.

Интересно, что, в отличие от стран Азии, Африки и Латинской Америки, государства Европы, лишённые выхода к морям, не испытывают неудобств от такого географического положения. Большинство из них имеют весьма высокий уровень экономического развития, а некоторые (например, Швейцария, Австрия) по благосостоянию граждан даже обогнали приморских соседей. Большую роль в этом сыграло наличие международных водных путей, которые проходят по впадающим в море рекам — Рейну, Дунаю. Да и в целом пространство объединённой Европы становится всё более проницаемым и однородным в политическом отношении. Что же касается государств-карликов, расположенных не у моря, — Андорры, Лихтенштейна, Сан-Марино, Ватикана, приморское положение им вовсе не нужно.

Особенно большую роль играет выход к морям для государств, экономика которых зависит от экспорта природных ресурсов. Отрезанные от морских побережий, такие страны ограничены в возможностях строить экономику на экспорте природных ресурсов и потому заметно беднее своих приморских или приокеанских соседей. Классический пример — Боливия, лишившаяся в 1884 г. в результате Тихоокеанской войны выхода к побережью Тихого океана, что заметно осложнило поставки на внешний рынок главного экспортного товара этой страны — оловянной руды, а позднее — её концентрата. Поэтому на политической карте мира нередко возникали причудливые конфигурации государств, тянувшихся к морям узкими коридорами. Нередко их создание диктовалось не столько потребностями экономики, сколько геополитическими амбициями (рис. 54).

Рис. 54. Территориальные коридоры, обеспечивающие выход к морям и судоходным рекам

Иногда не менее важным, чем выход к морю, оказывается выход к крупной реке, по которой осуществляется международное судоходство. Типичный пример такого коридора — выход Колумбии к Амазонке, кажущийся весьма странным «аппендиксом», из-за которого этой стране пришлось в 1932—1934 гг. воевать с Перу.

Естественные рубежи как границы. Часть государственных границ проходит по естественным рубежам — горным хребтам, рекам, озёрам (как правило, по их геометрической середине).

Если река часто меняет свое русло, между государствами, расположенными на разных её берегах, как правило, возникают территориальные приграничные споры. Если естественный рубеж труднопреодолим, например высокие горы, то по разные стороны от него располагаются довольно различные этносы, и такие границы являются устойчивыми и стабильными.

В ряде старых стран Европы государственные границы формировались в соответствии с границами расселения этнических групп. В XX в. поводом к пересмотру границ часто была защита народов, оказавшихся в меньшинстве на территории государства с доминированием другого этноса. Так, в Европе в XX в. главными конфликтными районами были Эльзас и Лотарингия (на границе Германии и Франции), Силезия (на границе Польши и Германии), Румынская Трансильвания, населённая венграми, Косово (сербская территория, населённая албанцами) и др.

Спорные границы между Танзанией и Малави

    Существующая граница между Танзанией и Малави, установленная соглашением 1890 г. между Германией и Великобританией, которым принадлежали территории этих современных государств, проходит по восточному побережью озера Ньяса вплоть до реки Рувума, а затем по медианной линии. Положение границы фактически лишает Танзанию выхода к озеру Ньяса. Однако по действующему ныне международному праву граница должна проходить по медианной линии, на чём и настаивает Танзания.

Рис. 55. Граница между Малави и Танзанией

Гибралтар — колония Великобритании на территории Испании

    Гибралтар — принадлежащий Великобритании полуанклав на юге Пиренейского полуострова на территории Испании с чрезвычайно выгодным геополитическим положением, площадью всего 6,5 км2 и населением 28,9 тыс. человек — перешёл во владение английской короны в 1713 г. по Утрехтскому договору. По договору Англии передавалась только сама Гибралтарская скала «как военная база, а не как колония, город, замок, порт, защитные сооружения и крепость в состоянии на 1704 г. без юрисдикции над территорией и без права какой-либо коммуникации наземным путём с соседствующей страной, с которой запрещена также всякая торговля». Перешеек, соединяющий скалу с материком, остался за Испанией. Однако постепенно англичане стали его заселять и использовать, в 1935 г. там был построен аэропорт и перешеек фактически стал английским.

    Великобритания не имела права передавать или продавать Гибралтар третьему государству. В случае отказа Великобритании от этой территории она автоматически возвращается Испании. Но в последнее время в правительственных кругах Гибралтара всё чаще обсуждается вопрос о возможности получения независимости, что, по мнению испанской стороны, невозможно. В 1956 г. Комитет ООН по деколонизации признал, что вопрос Гибралтара — это вопрос не о самоопределении территории, а о восстановлении целостности Испании, которое должно происходить с соблюдением прав и интересов населения колонии и путём двусторонних переговоров.

    В 1967 г. в Гибралтаре был проведён референдум, на котором население проголосовало за сохранение существующего статуса. Тем не менее в 1969 г. Гибралтар получил конституцию, предусматривающую должность губернатора, премьер-министра, единую палату собрания в составе 15 избираемых членов, а также спикера, генерального прокурора, министра финансов и министра по вопросам развития. В преамбуле конституции говорится, что Великобритания не будет вести никаких переговоров о передаче Гибралтара без согласия его населения.

    В настоящее время Гибралтар стал удобной офшорной зоной, поистине «налоговым раем»: здесь не действует большинство британских налогов.

    Кроме «отмывания денег», Гибралтар используется как транзитный пункт по продвижению в Европу контрабандных товаров (сигарет и наркотиков) и нелегальных иммигрантов из Африки.

    В 1987 г. заключён испано-английский договор о совместном использовании аэропорта. Однако этому воспротивилось правительство Гибралтара: жители Гибралтара могли попасть в Европу только через Лондон самолётом или морем, полётов в Испанию и через испанское воздушное пространство не было.

    В 2000 г. подписан новый договор, определяющий административный статус спорной территории. Отныне на территории Гибралтара могут действовать выгодные для него законы ЕС (в частности, по либерализации межрегиональных воздушных сообщений), взаимоотношения Гибралтара с ЕС или любым его членом должны происходить под юрисдикцией Великобритании. Теперь интересы этой территории должна представлять сама Великобритания, а не власти Гибралтара. В то же время Испания согласилась признавать удостоверения личности гибралтарцев, которые теперь будут действительны на всём пространстве ЕС при условии, что на них будет отметка не только «Гибралтар», но и «Великобритания».

По религиозному принципу бывшая Британская Индия в 1947 г. была разделена на Индию и Западный и Восточный Пакистан (ныне соответственно Индия, Пакистан и Бангладеш). Границы между бывшими колониальными государствами обладают наибольшей степенью конфликтности, поскольку, как правило, проходят по условно выбранным линиям, часто разрезая ареалы проживания этнических групп.

Особую остроту проблема границ приобрела в Африке, где большая их часть проведена в соответствии с соглашениями между бывшими метрополиями без учёта интереса новообразованных государств (рис. 55).

Большинство территориальных конфликтов современности связано с проблемой границ.

Рейтинг@Mail.ru