Читать онлайн
учебники на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на полную версию сайта >>>

География

Учебник для 10 класса

       

§ 5. Какие историко-культурные районы выделяют в мире?

Культура как система ценностей и норм данного этноса всегда привязана к определённому месту в пространстве, к территории, освоенной и преобразованной деятельностью многих поколений.

Выделение культурных районов мира — сложная исследовательская задача, которую можно решать по-разному в зависимости от целей исследования и принципов (критериев), положенных в её основу. Но есть общее, что сближает разные подходы, — это стремление к целостному видению мира.

Этнографическая концепция хозяйственно-культурного районирования мира. Этнография — наука, занимающаяся изучением сходства и различий в образе жизни народов, навыков хозяйственного использования природных ресурсов.

Этническое многообразие народов мира сводится к выделению хозяйственно-культурных типов — исторически сложившихся комплексов хозяйства и культуры, типичных для народов, различных по происхождению, но обитающих в сходных географических условиях и находящихся на одинаковом уровне социально-экономического развития. Таким образом, один и тот же хозяйственно-культурный тип, как утверждают этнографы, может быть присущ различным народам.

Процесс расселения и освоения человечеством новых ландшафтов сопровождался формированием различных хозяйственно-культурных типов, которые возникали в процессе исторического взаимодействия общества с географической средой.

Рис. 194. Удачная охота — залог выживания в суровых условиях провинции Ириан-Джайая (Индонезия)

Рис 195. Капоэйра - боевое искусство и танец, сложившийся из культур Африки и Латинской Америки (г. Рио-де-Жанейро, Бразилия)

Промышленная революция деформировала и даже разрушила сложившиеся хозяйственно-культурные типы, но многие из них и сейчас продолжают существовать в неизменном виде.

Таким образом, особенности материальной культуры как средства приспособления к существующим ландшафтам и духовной культуры предопределяются географической средой.

Историко-культурные районы мира. Первое упоминание об историко-культурных областях мира связано с именем Геродота, который выделил две области: эллинские полисы Европы и страны Ближнего и Среднего Востока, где в то время господствовала династия древнеперсидских царей. По мере накопления знаний об окружающем мире к историко-культурным областям была добавлена Эфиопия и Скифия.

В XIX в. наиболее известным учёным культурно-исторической школы был немецкий географ Фридрих Ратцель, а в XX в. — А.Тойнби. Главная посылка культурно-исторической школы: каждая культурная область имеет свой путь развития, поэтому нельзя говорить об «отсталости» каких-либо (неевропейских) народов. Геоисторические регионы — это «действующие лица» истории, они играют особую роль на каждом из этапов истории, формируя особые цивилизационные миры. Границы и состав цивилизационных миров непостоянны, они изменяются в ходе исторического развития.

Границы культурных районов мира определились на ранних стадиях формирования цивилизаций. Они, по сути, являются физико-географическими границами, именно в них происходило формирование культурных этносов. Невзирая на переселения народов, распространение религий и философских учений, хозяйственное освоение территорий и колонизацию, эти границы остаются стабильными (рис. 196).

Рис. 196. Хозяйственно-культурные типы на начало XX в. (по Б. В. Андрианову)

К числу историко-культурных областей в Старом Свете были отнесены:

    — Ближний Восток, или Левант, — исламская культурная область, захватывающая значительную часть Азии и Северную Африку;
  • Европейская область;
  • Индийская область;
  • Китайская (или Восточно-Азиатская) область;
  • Индокитайская область;
  • островная субкультурная область Тихого океана;
  • Евразийские степи.

К числу историко-культурных областей в Новом Свете были отнесены:

  • Африка к югу от Сахары (Мезоафриканская и Юго-Африканская культурные области);
  • циркумполярная область с рудиментарными этносами.

В Америке выделяются Англо-Саксонская и Латиноамериканская культурные области.

Жан Жак Элизе Реклю

    Жан Жак Элизе Реклю — политический деятель, автор всемирно известного труда «Новая всемирная география. Земля и люди».

    Рис. 196. Жан ЖакЭлизе Реклю (1830-1905)

    Около 100 лет назад французский географ Э. Реклю сформулировал сущность геоисторического подхода: «География по отношению к человеку — не что иное, как История в пространстве, точно так же как История является Географией во времени». Среди слушателей Реклю был и русский географ Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский.

Рис. 198. Цивилизационные миры и геоисторические регионы

Южная Азия: 1. Северо-Запад — имперское ядро и ворота в мир номадов. 2. Центральная зона синтеза — колыбель «классической» цивилизации. 3. «Экстравертные» периферии Юга и Востока.

Индокитай и островная Азия: 4. Полуостровной Индокитай — общая периферия «миров за стенами». 5. Островной, или «малайский», Индокитай — сверхвосприимчивая окраина Старого Света. 6. Япония и Корея.

Восточная Азия: 7. Бассейн Хуанхэ — имперское ядро и зона смычки с миром номадов. 8. Бассейн Янцзы —зона культурного синтеза и «классической» цивилизации. 9. Тропический Юг — «экстравертная» периферия.

Центральная Азия: 10. Тибет. 11. Монголия. 12. Китайский Туркестан. 13. Внутренняя периферия Азии — степной коридор Казахстана.

Средний Восток и Кавказ: 14. Средняя Азия — восточный перекрёсток на пороге «миров за стенами». 15. Внутреннее ядро иранского мира — цитадель созидания культуры. 16. Кавказ — западный перекрёсток народов на пороге ближневосточного узла.

Ближний Восток и Северная Африка: 17а. Благодатный Полумесяц: колыбель мировых религий. 176. Аравийское «подбрюшье» Полумесяца. 18. Египет и нильская ось законсервированных культур. 19. Маг-риб — стык и периферия двух миров.

strong>Передняя Азия и Балканы: 20. Малая Азия — этнокультурный «тигель» азиатского моста в Европу. 21. Балканы — смешанное наследие европейского моста в Азию.

Россия: 22. Россия — периферийный «север» Евразии. 23а. Россия в Азии — культурный синтез в зоне старой колонизации. 236. Новороссия.

Восточная Европа: 24. Восточноевропейский буферный пояс: имперское соперничество на окраине Западной Европы.

Западная Европа: 25. Средиземноморский Юг — отпечаток античности. 26. Центр — зона культурного синтеза и средневекового расцвета. 27. «Протестантский» Север — колыбель буржуазной цивилизации.

Дальний Восток Евразии: 28. Зона фронтиера колонизации на бывшем фланге кочевого пояса: а) Русский; б) Китайский; в) Японский.

Латинская Америка: 29. Америка доколумбовых цивилизаций — евроиндейский культурный сплав: а) Мексиканский сектор; б) Андский. 30. Латинская Америка вне орбиты автохтонных цивилизаций —евро-негритянский сплав: а) Карибский сектор; б) Бразильский. 31. «Девиант-ная» Латинская Америка в умеренном поясе поздней колонизации

Англо-Саксонская Америка: 32. Североамериканский плавильный тигель: а) область «присадки» от Европы, смотревшей в будущее; б) область «присадки» от Европы уходившей; в) зона недавнего фронтиера. 33. Последний фронтиер Европы —Австралия и Новая Зеландия.

Африка к югу от Сахары: 34. Южная Африка — столкновение европейской и африканской культур. 35. Африка тропических лесов —локальные мирки, разделённые лесными дебрями. 36. Африканские «берега», опалённые инокультурным воздействием: а, б) исламизованные районы; в) фланг евроколонизации.

Разбросанный мир Океании: 37. Редконаселённые убежища сминаемых внешним воздействием традиционных культур малых народов.

Карьера. Этнография

    Этнография (от греч. Ethnos — племя, народ) — наука, изучающая происхождение этносов, традиции материальной и духовной культуры, исторические взаимоотношения между этносами. Долгое время этнография развивалась как часть географии.

    Что делают этнографы? Выезжают в экспедиции, составляют подробные карты расселения этносов, распространения элементов материальной культуры (языков, определённых хозяйственных навыков), анализируют полученные материалы, прогнозируют этнополитические процессы.

    Где работают этнографы? В Институте этнографии Академии наук, в музеях (Музей антропологии и этнографии (г. Санкт-Петербург), в краеведческих музеях), в аналитических центрах органов государственного управления.

Рис. 199. Женщина в национальной одежде (Марокко)

В каждом конкретном исследовании можно подразделить территории на основе наиболее значимых элементов культуры. Так, каждую из областей можно подвергнуть более дробному членению на основе социальной организации, материальной культуры, языка, религии. При описании более мелких культурных общностей некоторые элементы культуры оказываются более значимыми. Так, в Африке культурный микрорегион племён банту можно выделить на основе характерного набора орудий труда и производственных навыков — занятия преимущественно земледелием, на основе характера поселений и по языковому признаку — как совокупность близкородственных языков.

На каждом последующем этапе районирования исследуемый культурный микрорегион становится всё меньше, ареал сужается. Основная задача состоит в том, чтобы, изучая местные особенности культуры, не упустить общую картину культурных районов мира.

Основные идеи раздела

  • Материальная и духовная культура человечества представляет собой сложное и всеобъемлющее явление; различия в культуре предопределяют особенности культурной и экономической жизни регионов, стран, народов.
  • Главными носителями культуры являются этносы — устойчивые сложившиеся коллективы людей, противопоставляющие себя другим. Этносы возникают в специфических географических условиях — на стыке двух и более ландшафтов и проходят ряд закономерных фаз развития.
  • Языки являются важнейшим связующим звеном культуры. Их формирование и распространение связано с географическими факторами. Языки объединяются в языковые семьи и группы; самой распространённой считается индоевропейская языковая семья. Религии распространены в чётко локализованных ареалах и оказывают влияние на социально-политическую жизнь, на психологию, правовое сознание и поведение, на использование ресурсов и восприимчивость к инновациям.
  • Основными концепциями, объясняющими культурные районы мира, являются этнографическая концепция хозяйственно-культурных типов, историко-культурное районирование и выделение геоисторических регионов.

Вопросы для повторения

  1. Каковы основные задачи географии культуры?
  2. Какие элементы культуры можно выделить и в чём их смысл?
  3. Раскройте содержание понятия «этносы как носители культуры».
  4. Где и почему возникают новые этносы?
  5. Какие стадии этногенеза выделял Л. Н. Гумилёв?
  6. Каковы причины возникновения территориальных различий в языках?
  7. Что такое государственный язык?
  8. Какие языки считаются рабочими языками ООН?
  9. Какие языковые семьи вы знаете?
  10. Какая языковая семья является самой многочисленной по числу входящих в неё языков и говорящих на них людей?
  11. Какие примеры языков-изолятов вы можете привести?
  12. Какие религии являются наиболее древними? Существуют ли они сейчас и где проживают их последователи?
  13. Какие главные национальные религии вы знаете? Каково их влияние на особенности хозяйства и культуры народов, политику государств?
  14. Каковы современные ареалы распространения традиционных верований?
  15. Какие религии преобладают в Восточной Азии? Каково их влияние на особенности хозяйства и культуры народов?
  16. Какие мировые религии вы знаете? Каковы основные районы их распространения? Кратко охарактеризуйте их влияние на хозяйственно-культурную и политическую жизнь.
  17. Сравните основные концепции культурного районирования.
  18. Какие историко-культурные районы мира вы знаете? Какими учёными и на основании каких принципов они выделены?

Термины

  • Атеизм
  • Билингвизм
  • Геоисторические регионы
  • Государственный язык
  • Зоны пассионарных толчков
  • Историко-культурные области мира
  • Местные традиционные верования (анимизм, фетишизм, тотемизм)
  • Мировые религии (христианство, ислам, иудаизм)
  • Пассионарии
  • Рабочие языки ООН
  • Хозяйственно-культурные типы
  • Элементы культуры (артефакты, ментифакты, социофакты)
  • Этногенез Этносы
  • Языковые семьи и группы

Рейтинг@Mail.ru