>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебник для 7 класса

ХИМИЯ

       

Михаил Васильевич Ломоносов

        Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души... Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник.

        А. С. Пушкин

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской (Денисовке) Архангельской губернии. Его отец Василий Дорофеевич занимался морским промыслом на рыболовном судне — гукоре1.

Мать — дочь дьякона из Матигор, Елена Ивановна (Сивкова) научила сына читать церковные книги. Она умерла в 1720 г.

Детей в поморских семьях воспитывали с большой суровостью, в труде, они росли здоровыми и крепкими, у них формировался сильный характер. С 10 лет Ломоносов вместе с отцом принимал участие в рыбных промыслах. Они побывали на Двине, в Северном море и Северном Ледовитом океане. Юный Михаил умел управлять кораблем, охотиться и ловить рыбу.


М. В. Ломоносов. Портрет работы неизвестного художника

Путешествуя с отцом, он видел северное сияние, разливы Северной Двины, разрушавшие берега, и ледяные горы Северного океана, познакомился с различными производствами. Особенно большое впечатление произвели на него верфи Северной Двины, где строились военные и торговые корабли. Побывал юный Ломоносов и на приморских солеварнях Северного моря и хорошо изучил производство соли.

Грамоте М. В. Ломоносов научился у своего односельчанина Ивана Шубного. Первыми учебниками Ломоносова были «Грамматика» М. Г. Смотрицкого и «Арифметика» Л. Ф. Магницкого. В «Грамматике» объяснялись правила письма и основы стихосложения. А в «Арифметике» содержались правила простейших математических действий, некоторые сведения по физике, геометрии, навигации, астрономии. Эти книги в дальнейшем Ломоносов назвал «вратами своей учености».

Чтение книг для Ломоносова было большой радостью и будило в нем стремление к знаниям. Узнав, что большая часть научных книг написана на латинском языке, которому можно обучиться только в Москве, Киеве или Петербурге, он загорелся желанием учиться в одном из этих городов. И в конце 1730 г. он ушел из дома с обозом, который отправлялся в Москву.

Через три недели Ломоносов приехал в Москву. Первые два дня он провел в торговом рыбном ряду. На третий день он познакомился с приказчиком из одного богатого дома, который пришел покупать рыбу. Приказчик был знаком с монахом Заиконоспасского монастыря, который согласился ходатайствовать за М. В. Ломоносова. Так как крестьянских детей в учение не принимали, Ломоносов выдал себя за сына дворянина и поступил зимой 1731 г. в Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре (Спасские школы).

Ему было тогда 19,5 лет, и по возрасту он оказался самым старшим в младших классах. Благодаря большим способностям и огромному трудолюбию, он в первый год закончил три класса академии и уже мог писать стихи на латинском языке. Затем он выучил греческий язык, много занимался в библиотеках, читал русские рукописные и печатные книги, летописи, труды латинских и греческих авторов. В академии Ломоносов получил хорошую подготовку по древним языкам. Жить приходилось трудно — студенты академии получали 10 рублей в год. Позже Ломоносов писал: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет, но наук не оставил».

В 1735 г. в числе отличившихся студентов Ломоносов был послан в Петербург для зачисления в Академический университет. При оформлении бумаг обнаружилось, что он не дворянин. За обман Ломоносова могли наказать — на родине он числился как беглый крестьянин, не плативший в казну налога, но его не только простили, а за заслуги и талант в сентябре 1736 г. отправили в Германию для обучения химии и металлургии. Он учился сначала в Марбургском университете под руководством известного физика и философа Христиана Вольфа. Три года учебы в Марбурге значительно расширили круг знаний Ломоносова. Здесь он познакомился с работами Р. Бойля, благодаря которым им «овладело страстное желание исследовать мельчайшие частички тел». Ломоносов начал разрабатывать корпускулярные представления уже в первых своих студенческих работах.

В 1739 г. студенты переехали во Фрейберг к профессору И. Ф. Генкелю, который считался хорошим специалистом в металлургии, химии и минералогии. Изучая металлургию и горное дело, Ломоносов не ограничивался лекциями Генкеля, но и посещал рудники, считая, что минералогию и рудное дело нельзя изучать в кабинете.

В мае 1740 г. М. Ломоносов покинул Фрейберг. Начался период странствий его по Европе. Летом 1741 г. М. Ломоносов возвратился в Петербург. Представив на суд академиков свои ученые сочинения, он с нетерпением ждал их отзыва. Только в начале 1742 г. ему было присвоено звание адъюнкта2 физического класса.

В 1745 г. М. В. Ломоносов был избран профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Он добился открытия при академии первой в России научной и учебной химической лаборатории. Здесь он изучал действие кислот на металлы, разрабатывал способы получения минеральных красок, цветных стекол, изучал состав минералов, создавал русский «химический язык».

В 50-е гг. XVIII в. М. В. Ломоносов особо заинтересовался созданием цветного стекла и провел в общей сложности свыше 2000 опытов. В 1753 г. по инициативе Ломоносова была построена стекольная фабрика, на которой изготавливались замечательные изделия из разноцветной стекольной массы, а цветные стекла использовались для создания мозаичных картин, в частности знаменитой «Полтавской баталии» (рис. 107), размеры которой 6,4 х 4,8 м. На ее изготовление при участии и под руководством Ломоносова пошло около 900 тыс. кусочков цветного стекла.

Рис. 107.
Фрагмент мозаичного полотна «Полтавская баталия»

Поистине неисчерпаемы познания этого великого ученого. Он составил учебники русской грамматики и риторики, писал поэмы и оды; занимался русской историей, географией, геологией и астрономией.

Михаил Васильевич Ломоносов был не только выдающимся ученым, но и сторонником народного просвещения. По проекту Ломоносова и при его непосредственном участии в 1755 г. был открыт первый в стране Московский университет, который носит имя ученого (рис. 108). А. С. Пушкин писал о Ломоносове: «...Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения, он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Рис. 108.
Памятник М. В. Ломоносову у московского университета

При всей важности перечисленных научных трудов ученого его главной специальностью были физика и химия, где гений ученого проявился наиболее ярко.

В 1740-х гг. Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения вещества, отдельные положения которой предвосхитили представления атомно-молекулярного учения. Атомы он называл «элементами», а молекулы — «корпускулами». «Корпускулы разнородны, — считал Ломоносов, — когда элементы их различны и соединены различным образом или в различном числе: от этого зависит бесконечное разнообразие тел».

Наиболее детально разработаны Ломоносовым два вопроса физики: о сущности теплоты и о газообразном состоянии веществ. В своем произведении «Размышления о причине теплоты и холода» (1744) ученый показал, что теплота — это результат движения частичек, из которых состоят тела, т. е. корпускул. При помощи своей теории Ломоносов сумел объяснить все явления, связанные с теплотой. Он полностью отвергал представления о теплоте как некой жидкости, тепловой материи или теплорода, перетекающего от одного тела к другому. А ведь такие воззрения признавались некоторыми учеными даже спустя сто лет после смерти Ломоносова!

М. В. Ломоносов был одним из основоположников нового направления в науке — физической химии, отражающей теснейшую взаимосвязь этих двух естественнонаучных дисциплин.

Помимо значительного вклада в разработку атомно-молекулярного учения, М. В. Ломоносов открыл закон сохранения массы веществ, участвующих в химической реакции (с этим законом вы будете знакомиться в курсе химии 8 класса). Ученый высказал предположения об органическом происхождении янтаря, каменного угля, нефти, торфа. Им описаны процессы получения многих веществ: меди из медного купороса, серы из руд, серной, азотной и соляной кислот, железного купороса.

В конце жизни М. В. Ломоносов был избран почетным членом нескольких иностранных академий наук. Ученый умер 4 апреля 1765 г., ему не исполнилось и 54 лет.

Именем Ломоносова помимо Московского университета назван Московский университет тонкой химической технологии, город в Ленинградской области (рис. 109). В 1956 г. Академия наук СССР учредила медаль имени М. В. Ломоносова за выдающиеся достижения в области химии и других естественных наук, которую продолжает вручать и Академия наук Российской Федерации.

Рис. 109.
Город Ломоносов


1Гукор — парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой. Первоначально (в XIII—XV вв.) гукоры строились в Нидерландах как рыбачьи лодки. Позднее (в XVI—XVII вв.) их размеры увеличились, и они использовались во многих странах Северной Европы как военные транспортные суда. Иногда для самообороны на гукоре устанавливали 8—10 небольших пушек. Большие гукоры имели три мачты, грузоподъемность до 200 т и вмещали до 300 человек. Экипаж такого судна насчитывал до 70 человек.

2Адъюнкт — в ряде стран Западной Европы до конца XIX в. лицо, проходящее научную стажировку, помощник профессора.

Рейтинг@Mail.ru