>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебник для 7 класса

ХИМИЯ

       

Практическая работа № 1
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности

Большинство химических опытов проводят в стеклянной посуде. Стекло прозрачно, и вы можете наблюдать, что происходит с веществами. В некоторых случаях стекло заменяют прозрачной пластмассой. Она не бьется, но такую посуду, в отличие от стеклянной, нельзя нагревать.

Химические реакции проводят в пробирках (рис. 12), плоскодонных (рис. 13) или конических (рис. 14) колбах.

Рис. 12. Штатив с пробирками
Рис. 13. Плоскодонные колбы

Если содержимое пробирки нужно нагреть, пользуются специальными держателями (рис. 15). Нагревать можно только колбы, сделанные из специального термостойкого стекла. Такую посуду помечают специальным знаком — матовым прямоугольником.


Рис. 14. Конические колбы
Рис. 15. Держатель для пробирок

Для демонстрационного эксперимента часто используют химические стаканы (рис. 16) и конические колбы, которые имеют специальную градуировку, позволяющую определить объем находящейся в них жидкости.

Рис. 16. Химические стаканы
Рис. 17. Круглодонная колба

Круглодонные колбы (рис. 17) нельзя поставить на стол, их закрепляют на металлических стойках — штативах (рис. 18) — с помощью лапок. Лапки, а также металлические кольца крепят на штативе специальными зажимами. В круглодонных колбах удобно проводить химические реакции для получения каких-либо веществ, например газообразных.

Рис. 18.
Штатив с кольцом, лапкой и зажимами

Для того чтобы собирать образующиеся газы, используют колбу с отводом — колбу Вюрца (рис. 19) или пробку с газоотводной трубкой.

Если образующиеся газообразные вещества нужно охладить, сконденсировать в жидкость, используют стеклянный холодильник (рис. 20). В его внутренней трубке, охлаждаемой холодной водой, которая течет по внешней трубке или рубашке холодильника в обратном направлении, образующиеся газы превращаются в жидкость.

Рис. 19. Колба Вюрца
Рис. 20. Стеклянные холодильники

Конусные воронки (рис. 21) служат для переливания жидкостей из одного сосуда в другой, а также применяются в процессе фильтрования. Вы, наверное, знаете, что фильтрованием называют процесс отделения жидкости от частиц твердого вещества.

Для разделения двух несмешивающихся жидкостей, например бензина и воды, служат делительные воронки (рис. 22). Нижний слой более тяжелой жидкости сливается через нижнюю трубку, снабженную краном, жидкость с меньшей плотностью остается в воронке.

Рис. 21. Конусные воронки
Рис. 22. Делительные воронки

Посуда с толстыми стенками, похожая на глубокую миску, называется кристаллизатором (рис. 23). Благодаря его большой площади поверхности растворитель быстро испаряется из раствора, а растворенное вещество остается на стенках емкости в виде кристаллов. Кристаллизатор нельзя нагревать. Его стенки, кажущиеся прочными, не выдерживают нагревания и трескаются.

При выполнении химического эксперимента часто приходится отмерять необходимый объем жидкости. Для этих целей используют мерную посуду: стаканы, мерные цилиндры (рис. 24).

Рис. 23. Кристаллизатор
Рис. 24. Мерные цилиндры

Помимо стеклянной в школьной химической лаборатории есть фарфоровая посуда. Ступку и пестик (рис. 25) используют для измельчения кристаллических веществ. Стеклянная посуда для этого не подходит, так как не выдерживает давления, создаваемого пестиком при растирании.

Фарфоровые чашки с гладкими и блестящими стенками (рис. 26) можно нагревать на открытом пламени и использовать для выпаривания растворов.


Рис. 25. Ступкас пестиком
Рис. 26. Фарфоровая чашка

Чтобы избежать ошибок и травм, каждый предмет в химической лаборатории нужно использовать строго по назначению и уметь с ним обращаться. Химический эксперимент будет действительно безопасным, поучительным и интересным, если соблюдать меры предосторожности при работе с химической посудой, реактивами, оборудованием. Эти меры предусмотрены правилами техники безопасности.

Кабинет химии — необычный, и требования к работе в нем особенные. Например, в химическом кабинете ни в коем случае нельзя принимать пищу, поскольку многие вещества, которые в нем находятся, ядовиты.

Химический кабинет должен быть оснащен вытяжным шкафом (рис. 27). Многие вещества имеют резкий неприятный запах, их пары вредны для здоровья. С такими веществами работают в вытяжном шкафу.

При проведении особо опасных опытов используют защитные очки (рис. 28).

Рис. 27. Вытяжной шкаф в школьной лаборатории
Рис. 28. Защитные очки используют при выполнении особо опасных опытов

Некоторые химические вещества ядовиты, другие при попадании на кожу разъедают ее, многие легко воспламеняются. Предупреждают об этом специальные знаки на этикетках (рис. 29).

Запрещается брать вещества руками

Запрещается оставлять открытыми склянки с реактивами

Едкое вещество — кислота! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки

Едкое вещество — щелочь! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки

Токсичное и физиологически опасное вещество

Токсичное и физиологически опасное вещество

Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смойте сильной струей холодной воды, а затем обработайте поврежденную поверхность 2%-м раствором питьевой соды

Попавшие на кожу капли раствора щелочи немедленно смойте сильной струей холодной воды, а затем обработайте поврежденную поверхность 2%-м раствором уксусной кислоты

Определяя вещество по запаху, необходимо держать сосуд на расстоянии 15—20 см от лица и легкими движениями руки направлять воздух от отверстия сосуда к носу, не делая глубокого вдоха

Пробирку закрепляйте в пробиркодержателе у отверстия

Зажигайте спиртовку спичкой. Гасите спиртовку, накрывая пламя колпачком

Нагревайте сначала всю пробирку или стеклянную пластину, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество

Нагревайте вещества в верхней части пламени, так как она самая горячая

Используйте для удерживания нагреваемых предметов (фарфоровой чашки, металлической, стеклянной и фарфоровой пластинок) тигельные щипцы

Используйте шпатель для твердых веществ

Рис. 29.
Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов, и их расшифровка

Не приступайте к эксперименту, если точно не знаете порядка и правил проведения опыта. Работать надо, строго соблюдая инструкцию и только с теми веществами, которые необходимы для эксперимента.

Подготовьте рабочее место, рационально разместите реактивы, посуду, принадлежности, чтобы не пришлось тянуться через стол, опрокидывая рукавом колбы и пробирки. Не загромождайте стол вещами, которые не потребуются для выполнения эксперимента.

Опыты проводят только в химической чистой посуде, а значит, по окончании работы ее нужно тщательно вымыть.

Все манипуляции нужно проводить над столом.

Чтобы определить запах вещества, необходимо держать сосуд на расстоянии 15—20 см от лица и легкими движениями руки направлять воздух от отверстия сосуда к носу (рис. 30).

Рис. 30.
Определение запаха веществ

Разумеется, никакие вещества пробовать на вкус нельзя!

Никогда не выливайте излишек реактива обратно в склянку. Пользуйтесь для этого специальным стаканом для отходов. Рассыпанные твердые вещества тоже нельзя собирать обратно в исходный сосуд, тем более руками.

Если вы нечаянно обожглись, порезались, разлили реактив на стол, на руки или на одежду, немедленно обратитесь к учителю или лаборанту.

Закончив эксперимент, приведите рабочее место в порядок.

Рейтинг@Mail.ru