Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник для 3 класса

Информатика

       

§ 7. Кодирование информации

Цель

Вспомнить, что такое кодирование информации.

Понять, что представление полученной информации на носителе — это кодирование.

Научиться рассказывать о кодировании информации.

Понять

Разговорный язык — это естественный способ кодирования информации.

Наблюдая, человек получает информацию и запоминает её в своей памяти. Он воспринимает и хранит в своей памяти любую информацию: звуковую, зрительную, обонятельную, осязательную, вкусовую. Представить информацию, которая хранится в памяти человека (о запахе, вкусе или внешнем виде вещи), на носителе информации в виде текста, числа или рисунка — значит закодировать её.

Мы кодируем полученную информацию с целью предъявить её другим людям, сохранив на носителе (камне, папирусе, бумаге, диске).

Информацию, которую мы хотим кому-то передать, можно закодировать звуком. Например, голосом, словами. Барабанный бой, стук колотушки ночного сторожа в деревне, колокольный звон — всё это звуковое кодирование информации. Каждое слово, последовательность ударов барабанными палочками, та или иная мелодия колокольного звона что-то обозначает.

Если информацию, которая хранится в памяти у человека, закодировать рисунком или знаками на носителе, — это будет кодирование с помощью рисунков (графическое кодирование). Если закодировать буквами, то такое кодирование можно назвать знаковым (текстовым).

В таблице показано, как можно разными способами закодировать одну и ту же информацию: в виде рисунка (графическое кодирование), текста (текстовое кодирование) или числа (числовое кодирование).

Графическое кодирование

Текстовое или числовое кодирование

Утёнок тащит червяка за хвост из яблока.

У врача есть помощница — медицинская сестра.

Десять самолётов.

10 самолётов.

Закодировать информацию можно движением (танцем, например), позой, символом и так далее. Пример символа вы можете увидеть, например, на аптеках: это чаша и змея. Кодирование состоит в преобразовании полученной информации в звук или в слово, в рисунок, в последовательность знаков и так далее.

Кодирование — это действие с информацией с целью её хранения и передачи.

Когда человек пишет, он кодирует информацию, преобразуя её в письменное сообщение — в текстовые данные. Закодированная информация — это данные.

Когда люди читают, они декодируют письменные данные, преобразуя их в информацию, то есть в смысл письменного сообщения.

Таким образом, декодирование — это действие с информацией, обратное кодированию. Оно заключается в извлечении смысла из закодированного сообщения.

Действие с информацией «кодирование» обладает очень важным свойством. При кодировании сообщения смысл его остаётся прежним. Изменяется только форма представления информации: была мысль — стало звуковое или письменное сообщение.

Выполни

План действий

  1. Рассмотри рисунок.

  1. Устно составь рассказ по рисунку.
  2. Закодируй свой устный рассказ в виде письменного сообщения, то есть текста в рабочей тетради.
  3. Сравни свой текст с текстом, приведенным ниже.

    Старенькая бабушка, которая живёт в деревне и никогда не закрывает входную дверь, услышала по радио звуки. Звуки были похожи на вой волка. Бабушка была дома одна. Она испугалась и на всякий случай схватила ухват, чтобы защитить себя.

  4. Проведи сравнительный анализ двух текстов по форме представления. Для этого создай в рабочей тетради таблицу по образцу и заполни её, поставив знак «+» в соответствующей строке.

Свойство текста, относящееся к его форме

Мой текст

Текст в учебнике

Закодировано печатными буквами

+

Закодировано письменными буквами

+

Цвет букв чёрный

Цвет букв синий

Буквы мелкие

Буквы крупные

  1. Проведи сравнительный анализ двух текстов (своего и в учебнике) по смыслу. Результат сравнения представь в таблице в рабочей тетради и в текстовом редакторе.

Признак (критерий) сравнения

Да или нет

Одни и те же ключевые слова (главные слова, в которых заложен смысл текста)

Одинаковый смысл текстов

Разный смысл текстов

  1. Сохрани файл под именем «Сравнительный анализ текстов» в папке «Моё портфолио».

Главное

  • Кодирование — это действие с информацией.
  • Люди кодируют информацию с целью её хранения и передачи.
  • Закодированная информация — это данные.
  • Смысл закодированных сообщений остаётся без изменения, но изменяется форма представления информации.
  • Декодирование — это действие с информацией, обратное кодированию.

Знать

  1. Зачем люди кодируют информацию? Приходилось ли тебе кодировать её? Зачем ты это делал?
  2. Какие способы кодирования ты знаешь? Назови и расскажи.
  3. Придумай и расскажи короткую историю о том, как Коля писал письмо своему другу. Кодировал ли он при этом информацию?
  4. Зачем

Уметь

Выполни задания в рабочей тетради № 1.

Выполни на компьютере задания к пара-, графу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.

В книге «Расширь свой кругозор» прочитай на досуге текст «Шифрование данных».

Рейтинг@Mail.ru