Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник для 4 класса

Информатика

       

§ 24. Результат управления

Цель

Понять, что результат управления — это реакция объекта управления на управляющее воздействие.

Научиться видеть результат управления, в том числе результат самоуправления, приводить свои примеры.

Понять

Управлять — значит воздействовать на кого-то или на что-то с целью что-то изменить или сохранить, то есть получить определенную реакцию объекта управления на управляющее воздействие.

Например: включили кондиционер — в помещении изменилась температура воздуха, стало прохладно. Изменение температуры воздуха — это реакция на работу кондиционера или, другими словами, результат его работы.

Другой пример. Загорелся для водителей транспорта красный свет светофора. А для пешеходов в это время горит зелёный свет. Машины остановились, а пешеходы переходят улицу.

Это реакция участников дорожного движения — результат управления.

Люди управляют собой, другими людьми ради достижения задуманной цели. Цель — это ожидаемый результат управления.

Ситуация в виде рисунка

Задуманная цель — ожидаемый результат управления

Результат управления самокатом — движение мальчика по задуманному им пути.

Результат управления скрипкой (смычком) — исполнение задуманного музыкального произведения.

Результат управления компьютером — создание задуманного документа или поиск нужного документа в Интернете.

Рассмотрим ещё пример.

Дежурный посмотрел в школе на часы и на расписание звонков и увидел, что урок подходит к концу.

Пора давать звонок. Дежурный нажал кнопку звонка. Это реакция дежурного на информацию, полученную путём сравнения времени конца текущего урока и времени на часах. Звуковой сигнал — это результат управления дежурным по школе. Здесь управляющий объект — расписание звонков. Составим таблицу.

Управляющий объект

Расписание звонков

Объект управления

Дежурный по школе

Цель управления

Оповестить о конце урока

Управляющее воздействие

Зрительная информация

Средство управления

Часы и расписание звонков

Результат управления

Звуковой сигнал, оповещающий всех о конце урока

В школах появились автоматические системы оповещения о начале и конце урока. В состав этой системы входят: динамики, по которым делаются объявления по школе, компьютер и специальная программа, в которую заложено расписание звонков. Тогда звонками управляет то же самое расписание звонков, но уже не с помощью дежурного, а с помощью компьютерной программы. Существуют простые устройства с электронными или механическими таймерами, которые можно настроить в соответствии с расписанием звонков.

Таймер — это прибор, который может что-то включить или выключить через назначенный интервал времени. Например, через 10 минут или через 45 минут.

Рассмотрим пример управления в технических системах.

Операционная система, которая является частью системы «компьютер», управляет работой всех остальных составляющих компьютера (устройствами, программами и данными).

Представим это в виде таблицы.

Управляющий объект

Операционная система

Объект управления

Устройства компьютера, данные и программы

Цель управления

Обеспечить совместную работу всех устройств и программ для обработки данных

Управляющее воздействие

Закодированные сигналы

Средство управления

Алгоритм на понятном компьютеру языке (программа)

Результат управления

Определённые действия, в соответствии с программой

Таким образом, результат управления возникает, когда управляющий объект воздействует на объект управления.

Результат управления может совпасть с целью управления или не совпасть.

Рассмотрим это на примере. Учитель управляет познавательной деятельностью учеников. Его цель — дать новые знания.

Но одни ученики эти знания получили, а другие (по разным причинам) не получили. Значит, результат управления, то есть воздействия учителя на ученика, зависит не только от управляющего объекта (учителя), но и от объекта управления (ученика).

Представим это в виде таблицы.

Управляющий объект

Учитель

Объект управления

Ученики

Цель управления

Дать ученикам новые знания

Управляющее воздействие

Слуховая, зрительная информация

Средство управления

Объяснение, показ, решение задач, компьютерный практикум, закрепление нового материала и так далее

Результат управления

Наличие или отсутствие новых знаний и умений у учеников

Бывает, что управляющее воздействиене соответствует цели управления. Например, вы обнаружили ошибку в компьютерной игре и хотите отправить с помощью электронной почты письмо её разработчику. Вы нашли адрес, сформулировали вопросы и предложения и отправили письмо. Но вы не учли, что игра была разработана в другой стране, и её автор не знает русский язык. В этом примере управляющее воздействие не соответствует цели управления.

Возможно и другое. Например, информация об объекте (модель объекта управления) неполная или недостоверная. Учитель ожидает, что все дети (объекты управления) всегда выполняют домашнее задание. Для урока учитель подготовил интересную эстафету. Но домашнее задание выполнила только половина детей. Другая половина детей не смогла участвовать в эстафете, поэтому учитель не стал её проводить.

Цель управления и результат управления связаны между собой: цель — это ожидаемый результат. При управлении можно достичь цели управления, а можно и не достичь её.

Рассмотрим пример, в котором один и тот же объект является и управляющим объектом, и объектом управления.

Саша любит ходить по лужам. По опыту он знает, что у воды есть свойство проникать в ботинки, в результате ноги становятся мокрыми. Можно заболеть. Но Саша понадеялся на «авось» и решил пройти по луже. Вечером у него заболело горло.

Представим анализ ситуации в виде таблицы.

Управляющий объект

Саша

Объект управления

Саша

Цель управления

Пройтись по луже

Результат управления

Прошёл по луже, намочил ноги, заболело горло

Цель достигнута — Саша прошёл по луже. Но есть и второй результат: Саша понял, что, принимая решение, не следует пренебрегать полученными ранее опытом и знаниями.

Это пример самоуправления, так как управляющий объект и объект управления — это один и тот же человек.

Основой самоуправления, как и основой управления, являются знания и текущая, то есть только что полученная, информация.

Выполни

  1. Прочитай план действий, который художник составил для себя.
    1. Изучить объект, который надо изобразить — собрать о нём информацию.
    2. Провести анализ собранной информации.
    3. Создать модель будущей картины.
    4. Подготовить холст (носитель), краски и кисточки.
    5. Получить результат управления собой — картину.
    6. Сравнить полученную картину с ожидаемым результатом.

  1. Заполни таблицу.

Управляющий объект

Художник

Объект управления

Художник

Цель управления

Нарисовать

Управляющее воздействие

информация

Средство управления

План

Результат управления

Готовая картина

  1. Дополни схему на основе анализа текста и рисунка.

  1. Создай такую схему в текстовом редакторе. Сохрани файл под именем «Результат управления» в папке «Моё портфолио».

Главное

  • Результат управления — это реакция объекта управления на управляющее воздействие.
  • Цель управления и результат управления связаны между собой: цель — это ожидаемый результат.
  • При управлении можно получить ожидаемый результат, а можно и не получить его.
  • Самоуправление производится, когда управляющий объект и объект управления — одно и то же лицо, результат самоуправления — принятое решение или выполненное действие.

Знать

  1. Что такое результат управления?
  2. Приведи пример из своей жизни про результат твоего управления родителями, учителями или какими-то техническими устройствами.
  3. Придумай весёлую историю про результат управления кем-то или чем-то. Например, про компьютер, который вышел из подчинения программам, написанным человеком, а всё время выполнял только свои собственные команды.

Уметь

Выполни задания в рабочей тетради

Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.

Прочитай на досуге в книге «Расширь свой j? кругозор» текст «Управление на основе ложной информации».

Рейтинг@Mail.ru