Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник для 4 класса

Информатика

       

§ 25. Современные средства коммуникации

Цель

Понять, что современные средства коммуникации обеспечивают возможность общения, то есть обмена информацией между людьми. Средства коммуникации могут служить средством управления не только людьми, но и техническими устройствами.

Научиться называть средства коммуникации и их назначение.

Понять

Технический прогресс стал причиной существенных изменений в жизни людей. Например, появились новые средства коммуникации. Большинство людей используют мобильный телефон, радио, телевизор, компьютер и компьютерные сети.

Современные средства коммуникации позволяют людям, находящимся в разных точках земного шара, обмениваться информацией. Кроме того, они позволяют получать данные от технических устройств (спутников, видеокамер, бытовой техники и так далее), подключённых к Интернету.

Современные средства коммуникации активно используются для принятия решений в целях управления и самоуправления. Например, для водителя важно знать, где появились пробки, для директора магазина — какой товар закончился, для путешественника — в какой гостинице есть свободные места и так далее. Поэтому средства коммуникации можно назвать средством управления людьми.

Современные средства коммуникации — это мощное средство управления большими массами людей.

Результат массового использования средств коммуникации — распространение любой информации среди людей мира, так как практически каждый человек может иметь доступ к данным в любое время. Поэтому радио, телевидение и глобальную сеть Интернет называют вместе с газетами и журналами средствами массовой информации.

Современные средства коммуникации позволяют управлять различными техническими устройствами на расстоянии — дистанционно. Самолеты без пилота могут лететь по заданному маршруту. Вокруг Земли вращается много спутников, обеспечивающих исследование космоса, прогнозирование погоды, работу компьютерных сетей и т. п. Управление их работой происходит дистанционно.

Управление всегда связано с выбором, а выбор происходит на основе полученной информации и имеющихся знании.

Например, Ваня решил пойти в цирк. Затем от друга он узнал, что только один день идёт интересный фильм о Михаиле Васильевиче Ломоносове в кинотеатре. На основе новой информации мальчик изменил своё решение.

С развитием средств коммуникации, когда каждый может иметь доступ к большому количеству источников информации, становится особенно важным умение человека работать с информацией. Необходимо научиться определять свойства информации. Например, для определения ответа на вопрос задачи необходимо, чтобы исходных данных было достаточно для этого. Чтобы найти площадь прямоугольника, надо знать его длину и ширину — знания одной длины недостаточно.

Для управления управляющий объект должен иметь достаточную информацию об объекте управления. Иначе достигнуть цели управления не удастся. Такое свойство называют достаточностью, или полнотой информации.

Важным свойством информации является её точность, или достоверность, то есть степень близости информации к факту. Например, недостоверную информацию даёт сообщение о том, что Солнце вращается вокруг Земли.

Чтобы достигнуть цели управления, управляющий объект должен иметь полную и достоверную информацию об объекте управления.

Есть такое свойство информации, как доступность — понятность для приёмника информации, которым является объект управления. Свойство своевременность характеризует информацию, которая поступила не позже, чем она может быть использована. Например, информация о том, что сегодня все школьники могут остаться дома, так как на улице сильный мороз, будет своевременной, если ее донести до школьников до того, как они выйдут из дома в школу.

Для управления важным является свойство /i>устойчивости информации, то есть её способности мало изменяться во времени. Например, если школьное расписание будет изменяться каждую неделю или каждый день, то это приведёт к неуправляемости школьной жизни.

Результат управления зависит от свойств полученной информации.

Выполни

План действий

  1. Пусть тебе передали с помощью мобильного телефона в виде смс-сообще-ния следующую информацию:

    «12 апреля 1961 года Юрий Гагарин осуществил первый космический полёт».

    Создай в рабочей тетради таблицу со свойствами полученной информации и заполни её.

Доступность (понятно ли, о чём речь)

Да

Своевременность

Точность (достоверность)

Устойчивость (изменяется ли эта информация с течением времени)

  1. Проведи анализ приведённых данных с точки зрения управления, то есть ответь на вопросы:

      A. Является ли эта информация управляющей для тебя сегодня?

      Б. Какими свойствами обладает информация, полученная тобой с помощью данного сообщения?

      B. Какая информация для тебя сегодня была бы своевременной?

  2. Устно приведи пример недостоверной информации из своего опыта. Напиши в рабочей тетради короткий рассказ об этом.
  3. Оформи свой рассказ в текстовом редакторе. Сохрани файл под именем «Свойство информации» в папке «Моё портфолио».

    Главное

    • Благодаря современным средствам коммуникации, каждый может иметь доступ к большому объёму информации.
    • Современные средства коммуникации позволяют людям обмениваться информацией, управлять другими людьми и различными техническими устройствами на расстоянии (дистанционно).

    Знать

    1. Что такое средство массовой коммуникации?
    2. Какие средства коммуникации ты знаешь?
    3. Какие результаты управления при помощи средств коммуникации ты можешь назвать из своего личного опыта?
    4. Какую информацию тебе не хотелось бы получать благодаря современным средствам коммуникации?
    5. Можно ли управлять собой, используя современные средства коммуникации, например компьютер или мобильный телефон? Расскажи, что ты знаешь об этом.

    Уметь

    Выполни задания в рабочей тетради № 2.

    Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.

    Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Этапы управления и самоуправления».

    Теперь мы знаем

    • В каждый момент времени люди управляют собой, другими людьми и техническими устройствами.
    • Люди управляют собой и другими объектами с целью обеспечить свою жизнедеятельность и безопасность, добыть продукты питания, защититься от непогоды и так далее.
    • Управление всегда связано с выбором, а выбор происходит на основе полученной информации и имеющихся знаний.

    Мы научились

    • видеть в разных ситуациях:
    • управляющий и управляемый объекты;
    • управляющее воздействие (сигнал);
    • средство управления;
    • результат управления;
    • управлять работой компьютера с помощью меню, клавиатуры, мыши или с помощью других манипуляторов.

    Термины для запоминания

    • Объект управления
    • Ожидаемый результат
    • Результат управления
    • Средство управления
    • Управление
    • Управляющий объект
    • Управляющее воздействие
    • Цель управления

Рейтинг@Mail.ru