Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник для 4 класса

Информатика

       

До сих пор на уроках информатики мы изучали мир информации с точки зрения её представления на носителях. Мы поняли, что такое виды информации, и научились различать их. Мы умеем преобразовывать устную речь в текст и рисунок. Рисунок и текст можем преобразовать в схему или таблицу.

Мы узнали, что тексты, рисунки, числа, схемы и таблицы можно обрабатывать с помощью компьютера. Компьютер делает это с помощью программ, которые пишут люди. Программы и обрабатываемые ими данные находятся в компьютерной памяти.

Вторая глава учебника — о понятии, суждении и умозаключении. Понятие — это форма мышления.

Слова служат для выражения нашей мысли. Мы научимся правильно строить суждения и понимать, что такое умозаключения, делать заключение на основании посылок. Это всё относится к нашему внутреннему миру.

§ 6. Мир понятий

Цель

Понять, что существуют объекты окружающего мира и мир понятий человека об этих объектах.

Научиться видеть и называть существенные свойства объектов и составлять содержание понятия.

Понять

Существуют два взаимосвязанных мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об объектах. Мир понятий относится к нашему мышлению.

Встреча с любым предметом или явлением оставляет в памяти человека его образ.

Например, у Колиного папы есть автомобиль. Мальчик сфотографировал его. В Колиной памяти есть образ этого автомобиля, и мальчик может отличить его от других автомобилей.

Все автомобили, которые есть, были и будут, имеют общие свойства.

Все свойства автомобиля — и существенные, и несущественные — составляют его характеристику. Рассмотри таблицу:

Свойства, которые отражены на фотографии

Свойства, которые не отражены на фотографии

Имеет колёса

Имеет кузов

Имеет окна

Имеет руль

Имеет фары

Имеет номер

Выкрашен в чёрный цвет

Служит транспортным средством: предназначен для перевозки людей и грузов

Имеет сиденья

Имеет бак для бензина

Имеет мотор

Имеет багажник

Имеет педали управления

Все перечисленные в таблице свойства есть у всех автомобилей: больших и маленьких, дорогих и дешёвых, новых и старых, которые были, есть и будут.

Все существенные свойства (признаки) объекта составляют содержание понятия.

Перечислить существенные свойства объекта — значит, дать определение понятия этого объекта.

Определение понятия — это список существенных свойств, который позволяет безошибочно выделить объект из множества других объектов, ему подобных.

Все объекты с такими свойствами, которые есть, когда-либо были и когда-нибудь будут, составляют объём понятия.

Дадим определение понятия «автомобиль»:

    «Автомобиль — это транспортное средство, предназначенное для перевозки людей и грузов, имеющее мотор, руль, кузов и колёса».

В определении мы назвали то, что определяет способность автомобиля быть транспортным средством, то есть автомобилем.

Человек мыслит понятиями, поэтому говорят, что понятие — это форма мышления человека. В понятии отражаются все существенные свойства объекта.

Понятие не может быть воспринято человеком в готовом виде — оно возникает в его сознании в результате взаимодействия с окружающим миром.

Понятие об объекте можно выразить вслух или письменно словом или устойчивым словосочетанием — термином.

Значение термина можно найти в словаре или энциклопедии.

Термином называют слово или словосочетание, обозначающее объект из мира науки, искусства, техники.

К терминам науки информатики относятся: «информация», «носитель информации», «данные», «знак», «текст», «объект», «модель», «информационный процесс», «принтер», «компьютерная мышь», «внешняя память компьютера» и другие.

Выполни

План действий

  1. Рассмотри представленные в таблице носители информации.

  1. Опиши своими словами диск и флэш-память. Сравни их.
  2. Создай в рабочей тетради и в текстовом редакторе определения понятий «диск» и «флэш-память».
  3. Проверь текст. Если в нём есть ошибки, исправь их.
  4. Сохрани файл под именем «Флэш-память и диски» в папке «Моё порт-фолио».

Главное

  • Существуют два взаимосвязанных мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об этих объектах.
  • Все существенные свойства объекта, которые известны о нём человеку, составляют содержание понятия об этом объекте.
  • Понятие — это объект внутреннего мира человека. Оно изменяется с течением времени по мере взаимодействия человека с объектом.
  • Термин — это слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки, техники.

Знать

  1. В виде чего отражаются в сознании человека объекты окружающего мира?
  2. Приведи пример термина из мира информатики.
  3. К какому миру принадлежит понятие — к миру объектов реальной действительности или к миру мышления человека?
  4. Подумай и скажи, является ли слово «небо» термином информатики. Почему?
  5. Назови несколько терминов из мира информатики.

Уметь

Выполни задания в рабочей тетради № 1

Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.

Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Понятие о понятии».

Рейтинг@Mail.ru