Читать онлайн учебники
|
|
>>> Перейти на мобильную версию сайта >>> Учебник для 10 класса История России§ 33. «Священство» и «царство»Русская церковь по-прежнему играла немалую роль в жизни страны. Она, с одной стороны, поддерживала светскую, царскую власть, с другой — нередко противостояла ей. Церковные иерархи скопили в течение столетий значительные богатства — земли, деньги и прочие ценности. На них с интересом поглядывали и казна, и дворяне. К тому же церковь, опираясь на свои экономическую силу и духовный авторитет, пыталась оказывать влияние на государственные дела. Со времени принятия христианства на Руси снова и снова всплывал вопрос: что выше — «священство» или «царство», т. е. духовная или светская власть? Патриарх Филарет. Правда, с началом новой династии этот вопрос временно потерял актуальность, поскольку царь и патриарх были сыном и отцом. Представитель древнего рода московских бояр Филарет в миру звался Федором Никитичем Романовым и был племянником первой русской царицы Анастасии Романовны, двоюродным братом царя Федора Ивановича. Хорошее по тому времени образование (знал, например, латынь) и начитанность, веселый нрав и красивая внешность, добрая слава отца и тетки при дворе и в народе сделали его довольно рано человеком известным, популярным. С середины 1580-х гг., в возрасте примерно 30 лет, он упоминался как боярин, служил в воеводах, вел переговоры с послами. При Годунове Федора Никитича сослали в Антониев-Сийский монастырь под Холмогорами (1601) и постригли в монахи. С воцарением Лжедмитрия I его вернули в Москву, он получил сан митрополита ростовского; при втором самозванце в Тушине — патриарха. Законный патриарх Гермоген выражал тогда сочувствие Филарету, считая его, и с полным на то основанием, пленником и жертвой «воров» — тушинцев.
Филарет сразу включился в дела, и не столько по церковному ведомству, сколько по управлению государством. По его инициативе приняли важные решения: провели учет земельного фонда, чтобы упорядочить взимание налогов, наладили судопроизводство с целью уменьшить произвол властей в центре и на местах, уменьшили податные привилегии монастырей. В церковной жизни Филарет выступал против насилия и мздоимства, нравственной распущенности и вольнодумства, в церкви стало больше порядка и спокойствия. Человек крутой, властолюбивый и «опальчивый», он, по словам современника, «владителен таков был, яко и самому царю боятися его»; он «всякими царскими и ратными делами ведал», был честен, «несребролюбив». Среди прочих инициатив Филарета — начало Смоленской войны с Польшей. В разгар ее он скончался, не дожив два-три года до 80 лет. Два десятилетия спустя русская церковь вступила в эпоху бурных потрясений. Церковная реформа. К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений. Это и не удивительно: переписчики, используя тексты ветхих рукописей, не все могли прочитать, кое-что дописывали по памяти, домысливали, поправляли и тем самым нередко искажали смысл переписанного. То же происходило в церковных обрядах. Многие знающие литургию люди осуждали многогласие во время церковных служб. Эти службы шли долго и утомительно, и священники пошли по пути весьма своеобразному: читали сами свою молитву, в это же время дьячок читал свою, а хор пел псалмы. Одновременное чтение и пение наполняли церковь шумом, разноголосицей. Прихожане не могли ничего разобрать, выражали недовольство. А иные, пользуясь сумятицей, переговаривались о мирских делах и заботах, перемигивались, и всякое благочиние шло насмарку. Обычай креститься двумя перстами, шедший от отцов и дедов, согласно утверждению многих, тоже был ошибочным, греховным: нужно-де класть крест тремя перстами.
В конце 40-х гг. XVII в. из Киева прибыли ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий. Они посмотрели русские книги, «ужасошася» и засели за благое дело — исправление книг, смущающих людей православных, вводящих их в искушение и грех. Тогда же в Москве сложился кружок «ревнителей древ-лего благочестия». Они тоже кручинились по поводу неисправностей книг и обрядов, а также разгульной жизни части монашеской братии. Возмущали их и сохранившиеся от древности языческие суеверия. Кружок «ревнителей» возглавил Стефан Вонифатъев — духовник царя Алексея Михайловича, протопоп Благовещенского собора в Кремле. В кружок входили окольничий Федор Михайлович Ртищев — царский любимец, человек ласковый, тихий, умный и просвещенный, Никон — архимандрит столичного Новоспасского монастыря, Иван Неронов — протопоп Казанского собора, земляк Никона, дьякон Благовещенского собора Федор, а также провинциальные пастыри — протопопы Аввакум из Юрьевца-Поволжского, Даниил из Костромы, Логгин из Мурома и прочие. Все они были людьми незаурядными, энергичными. Никон, Неронов, Аввакум являлись прирожденными ораторами, послушать их проповеди стекались не только толпы простых прихожан, но и знатные люди, бояре, приходил даже сам царь. Большинство «ревнителей» считали, что богослужебные книги и обряды надо исправлять по старым русским рукописям и решениям Стоглавого собора. Только Вонифатьев и Ртищев соглашались привлечь греческие рукописи. Однако при изучении русских рукописных книг выяснилось, что в них нет одинаковых текстов, немало описок, ошибок, исправлений, малопонятных слов, терминов. Власти решили обратиться к греческим оригиналам и уче-ным-монахам. Никон и Аввакум. Всю работу возглавил Никон, в свое время крестьянин, потом священник Нижегородского уезда, монах Соловецкого монастыря, игумен Кожеозер-ского монастыря в Поморье. Фанатичная вера, большой ум, решительный характер, слава оратора, проповедника, впадавшего в состояние экстаза, вдохновения, к тому же чудотворца, провидца и целителя сделали его имя известным, и не только в церковных кругах. На него обратил внимание Алексей Михайлович. В 1646 г. Никон приехал в Москву. Состоялась его встреча с царем, после чего началось быстрое возвышение: он стал архимандритом Новоспасского монастыря, затем митрополитом Новгорода Великого, в 1652 г., после смерти Иосифа,— патриархом московским и всея Руси. Алексей Михайлович, возложивший надежды на сильного духом и телом Никона, поручил ему проведение реформы в церкви, которая, как он не без оснований полагал, не всем придется по нраву. Никон быстро забыл своих друзей из кружка «ревнителей», их, и свое в том числе, недоверие к ученым-грекам и киевлянам и перешел на грекофильские позиции. Новый патриарх в 1653 г. разослал память по всем церквам: отныне земные поклоны заменить поясными, а двоеперстие — троеперстием.
Проведение реформы началось, и Никон вложил в это свои недюжинные способности, железную волю, фанатизм, нетерпимость к инакомыслящим. Но он столкнулся с противником, равным себе. Против него выступили бывшие соратники и друзья по кружку «ревнителей древлего благочестия». Возглавил их протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона,— человек страстный и горячий, фанатичный и нетерпимый. «Ревнители» писали царю, но тот не откликался. Но они не прекратили свои проповеди и призывы сохранить «древлее благочестие» и даже усилили их, стали обращаться к широким слоям верующих столицы, а потом и других городов, уездов. Аввакум яростно спорил с Никоном, обличал во весь голос его сторонников: «А что, государь-царь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илия пророк, всех перепластал во един день. Перво бы Никона — того собаку разсекли бы начетверо, а потом бы никони-ян тех». Но власть-то была у Никона. Да какая! Необъятная! Не довольствуясь положением духовного владыки, он вмешивался в мирские дела: во время отлучек царя возглавлял все правительственные дела, повелевал боярами, оскорблял их. Как и Филарета, его именовали «великим государем».
Споры «ревнителей древлего благочестия» и никониан касались обрядовой, внешней стороны церковной жизни, не затрагивая сути православия. Но фанатизм спорящих, их неуступчивость делали свое дело. С обеих сторон сыпались обвинения и проклятия, брань и угрозы. Сторону «ревнителей» приняли некоторые знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди. В Москве происходили выступления противников реформ Никона. Одно время «ревнители» надеялись, что их поддержит Алексей Михайлович. Тот поначалу стоял в стороне от церковной реформы, но сочувствовал ей, поддерживал патриарха. Вскоре Аввакум в нем разочаровался, перестал считать «благочестивейшим и православнейшим» царем. Падение Никона. Преследование раскольников. Через некоторое время непомерные гордость и властолюбие Никона столкнули его не только со светскими и духовными вельможами, которыми он помыкал, но и с царем. Значительно возмужавший, повзрослевший, прошедший через испытания военных действий в польской кампании, Алексей Михайлович не мог больше сносить патриаршие претензии, выходки второго «великого государя», к тому же претендовавшего на политическое первенство. Недовольство царя нарастало. Он перестал посещать службы, которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворец. Обидчивый и гневливый Никон не выдержал. На богослужении в Успенском соборе Кремля он отказался от патриаршества, покинул столицу и уехал в один из построенных им монастырей — Воскресенский Новоиерусалимский к северо-западу от Москвы. Никон ждал, что царь будет умолять его вернуться в Кремль. Но тот, обрадованный таким поворотом событий, отдал приказание подыскать нового кандидата в патриархи, более сговорчивого. Но не тут-то было! Никон не спешил давать согласие на уход, со сладким бременем власти ему расставаться не хотелось. И так продолжалось ни много ни мало восемь лет!
Воскресенский собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Вид до разрушения немцами во время Великой Отечественной войны. В настоящее время частично восстановлен Только в 1666 г. состоялся суд, на который под охраной стрельцов привезли Никона. Его свели с патриаршества и сослали в Ферапонтов монастырь, потом перевели в Кирилло-Белозерскую обитель. Лишь через несколько лет после смерти Алексея Михайловича ему разрешили вернуться в Воскресенский монастырь, но по дороге туда в Ярославле бывший патриарх скончался в августе 1681 г. Вскоре окончил свой земной путь и Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг. проклял всех противников церковной реформы, приговорил отдать сторонников Аввакума в руки «градских властей», т. е. мирских начальников, и судить их по Уложению. Аввакума и его сподвижников после долгих лет ссылок и тюрем сожгли на костре в 1682 г. Старообрядцы, противники церковной реформы, вызывали сочувствие среди обиженных, угнетенных. Поддерживали раскол и некоторые представители знатных, богатых фамилий. Самые известные из них — боярыня Ф. П. Морозова, прославленная В. И. Суриковым, ее сестра княгиня Е. П. Урусова (обе умерли от голода и пыток в Боровской земляной тюрьме), князья Хованский и Мышецкий, представители других фамилий — Стрешнев, Соковнин и др. Раскольниками были и многие представители нарождавшегося российского предпринимательства, купцы, казаки и др. Соловецкое восстание. Радикальные позиции раскольников выявились в ходе восстаний. Монахи прославленного монастыря на Соловках отказались принять новопеча-танные «никонианские» книги.
После подавления Соловецкого восстания усилились гонения на раскольников. Наряду с активной борьбой рас-колоучители и рядовые раскольники все больше становились на путь пассивного сопротивления злу, ухода из мира и жизни. Они устраивали массовые запощевания (голодную смерть) и самосожжения («гари»). «Гари» следовали одна за другой: с 1675 по 1695 г. их было около сорока, погибло до 20 тысяч старообрядцев. Гонения на них продолжались до XX в. и окончательно были признаны ошибочными на церковном соборе 1971 г. Вопросы и задания:
Документы
На основании текста параграфов и документов охарактеризуйте личности Никона и Аввакума. |
|
|