Читать онлайн учебники
|
|
>>> Перейти на мобильную версию сайта >>> Учебник для 9 класса История России§ 58. Повседневная и духовная жизнь обществаРазвитие элементов гражданского обществаВступив в должность, Президент В. В. Путин объявил одной из приоритетных задач развитие гражданского общества. Важнейшим условием этого он называл формирование среднего класса и налаживание диалога власти с неправительственными организациями. По инициативе руководства страны в 2001 г. состоялись региональные форумы с участием местных властей и представителей негосударственных организаций. На них был обозначен круг проблем, которые больше всего волновали общественность. В ноябре 2001 г. в Москве состоялся Гражданский форум, на котором были представлены как верховная власть, так и члены почти 4 тыс. некоммерческих организаций страны. В. В. Путин в своём выступлении на форуме высоко оценил роль общественных организаций в проводимых реформах и отметил, что «голос граждан должен быть одним из решающих».
В 2004 г. с целью придания большего авторитета неправительственным организациям, усиления их государственной поддержки была образована Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты в субъектах Федерации. В их состав вошли наиболее авторитетные представители общественности. Был создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Были приняты шаги по поддержке молодёжных организаций. В то же время многие неправительственные организации, имевшие финансовую поддержку от частных корпораций и из-за рубежа, вместо диалога с властями, совместной работы по выявлению и удовлетворению нужд людей предпочитали лишь критиковать власть, а зачастую отстаивали корпоративные интересы тех или иных компаний и зарубежных организаций. В 2007 г. были введены ограничения на финансирование из-за рубежа деятельности неправительственных организаций, после чего многие из них прекратили существование или заметно снизили свою активность. Однако основная часть институтов гражданского общества принимала активное участие в обсуждении и решении проблем реформирования экономики, здравоохранения, образования, армии и других направлений жизни страны. Власть и СМИВажным инструментом формирования общественного мнения, гражданского общества в России оставались средства массовой информации. К концу 1990-х гг. сложилась обширная система СМИ: сотни газет и журналов, десятки радио- и телекомпаний, вещавших на языках большинства народов страны. Однако со второй половины 1990-х гг. контроль за ведущими печатными и электронными СМИ находился в руках олигархических групп и частных лиц, активно использовавших этот рычаг в отстаивании собственных интересов. Усиление роли государства в различных сферах жизни общества не могло не затронуть и СМИ. Государство воспользовалось контрольным пакетом акций Общественного российского телевидения для смены руководства первого телевизионного канала. Не сумев своевременно вернуть взятые кредиты, обанкротился и обрёл новых хозяев телеканал НТВ. Развитие образования, науки, культурыС 2000 г. началась реформа образования, призванная заменить образовательную систему, соответствующую индустриальному обществу, на новую систему, характерную для общества информационного. Было восстановлено обязательное полное среднее образование. Завершилась компьютеризация школ и подключение их к Интернету. Ввели Единый государственный экзамен, призванный обеспечить равные возможности зачисления в вузы для всех жителей России. Начался переход системы высшего образования в России на Болонскую систему с целью создать для молодых россиян равные возможности с их европейскими сверстниками в получении современного высшего образования. Значительно увеличили размер государственных премий за достижения в сфере науки и культуры. Были введены специальные государственные премии и премии Президента РФ для молодых учёных. Специальные квоты были предусмотрены при избрании молодых научных работников в состав Российской академии наук. Расходы в государственном бюджете на нужды образования и науки в 2001 г. превысили расходы на оборону. Среди достижений российской науки следует отметить создание в июле 2001 г. третьего в мире (после США и Японии) суперкомпьютера, выполняющего 1 трлн операций в секунду. Перспективными являются разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. Важнейшим направлением в научных исследованиях становились нанотехнологии, которые позволяют получать новые объекты и материалы на основе изменений материи на молекулярном уровне. Достижения российского спортаВ 2000—2008 гг. стала возрождаться материально-техническая база массового спорта. Построили спортивные объекты мирового класса по конькобежному (Коломна), лыжному спорту (Москва). Много было сделано для популяризации спортивных традиций, истории спорта. Телевизионная программа «Ледниковый период» возродила интерес к фигурному катанию. Приглашение для работы со сборной России по футболу известного тренера Г. Хиддинка позволило создать современную команду, успешно выступившую на чемпионате Европы по футболу в 2008 г. Выдающимися достижениями были отмечены выступления российской сборной на Олимпийских играх. В 2000 г. на Олимпиаде в Сиднее российская сборная завоевала второе место в командном зачёте. Мастера синхронного плавания Ольга Брусникина и Мария Киселёва стали двукратными олимпийскими чемпионами, а гимнаст Алексей Немов получил 6 медалей. Две медали завоевала Ирина Привалова в спринтерском беге. На Олимпиаде в Афинах в 2004 г. 19-летний велосипедист Михаил Игнатьев получил первую в истории российского спорта золотую медаль на треке. Дуэт Анастасия Ермакова—Анастасия Давыдова завоевал золотые медали в синхронном плавании. На зимней Олимпиаде в Турине в 2006 г. Светлана Журова стала чемпионкой в беге на коньках на 500 м, а российские фигуристы заняли почти весь звёздный пьедестал: Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин стали чемпионами в парном катании, Татьяна Навка и Роман Костомаров — в танцах на льду, а Евгений Плющенко — в одиночном катании среди мужчин. Чемпионы Олимпиады в Пекине 2008 г. Елена Исинбаева (прыжки с шестом) и Андрей Сильнов (прыжки в высоту) были названы лучшими легкоатлетами года. Власть и церковьОтношения власти и церкви в начале XXI в. переживали подлинный расцвет. Регулярными стали Рождественские чтения, в ходе которых на самом высоком государственном уровне обсуждались формы участия церкви в возрождении духовности и нравственности россиян. Представители РПЦ и других конфессий активно участвовали в работе Общественной палаты РФ и других общественно-государственных структур. В 2000 г. завершилось восстановление храма Христа Спасителя в Москве, уничтоженного в 1931 г. Он стал главным православным храмом страны. По всей России шло возрождение церквей, монастырей, приходов. За 18 лет служения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II число монастырей выросло с 35 до 769, а действующих церквей — с 7,5 до 30 тыс. Такого масштаба церковного строительства не знала ни одна страна мира за всю историю христианства. Наряду с церквями возводились мечети, синагоги, буддистские дацаны. Мечети в Казани и Грозном стали самыми крупными на территории России. Несколько миллионов верующих разных конфессий совершили паломничества к святым местам.
Крупнейшим событием в жизни Русской православной церкви стало её воссоединение с Русской зарубежной православной церковью, состоявшееся в мае 2007 г., когда патриарх РПЦ Алексий и митрополит РЗПЦ Лавр подписали Акт о каноническом единстве. Усилиями государственной власти церкви была возвращена часть имущества, включая утраченные в советское время здания Русской духовной миссии в Иерусалиме, русское подворье в итальянском городе Бари. Представители разных конфессий принимали активное участие в духовном возрождении российского общества. Церковные школы, духовные семинарии, православные гимназии были приравнены к государственным и обучали десятки тысяч детей. Священнослужители впервые после революции 1917 г. вернулись в армейские подразделения для работы среди военнослужащих. После смерти в декабре 2008 г. Алексия II новым Патриархом Московским и всея Руси на Поместном соборе РПЦ был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Вопросы для самопроверки
|
|
|