Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

Учебник по ИЗО для 4 класса

Изобразительное искусство

       

Афины

Парфенон по-гречески значит «Храм девы Афины». Это самое дивное сооружение Эллады.

Оно выражает ликующее чувство торжества.

Храм сложен из белоснежного, как бы светящегося изнутри мрамора. Когда его освещает солнце, на фоне синего неба и моря он кажется теплым, как живое тело. Со временем камень пожелтел и стал густо-золотым.

Храм царит над Акрополем и городом. Хор его колонн звучит как поднимающая дух музыка. Когда человек приближается к храму, он как бы гордо вырастает перед ним во всей своей красоте. Но его размеры, строй не только не подавляют, а, напротив, пробуждают чувство высокого достоинства.

Построили Парфенон замечательные греческие архитекторы Иктин и Калликрат. Для греков имело большое значение, что в образе нового храма соединились дорические и ионические традиции. В этом они видели символ единства эллинских народов.

Кариатиды храма Эрехтейон. Акрополь

На площади Акрополя, напротив Парфенона, стоит небольшой, но дивный храм. Его название — Эрехтейон.

Храм был поставлен на месте, где, как считалось, когда-то давным-давно произошел спор между богом морей Посейдоном и богиней мудрости Афиной за первенство в греческих землях. Посейдон ударил трезубцем и высек ручей.

А Афина, вонзив копье в землю, создала оливковое дерево, приносящее плоды — маслины. Греки отдали предпочтение богине, назвав город в ее честь — Афины. Как бы ни был могуч бог природной стихии, его одолеет разум, считали греки.

Афина. Мрамор

Храм Эрехтейон был посвящен этому событию. В нем преобладает образ радостной, грациозной и победной женственности. Ионический ордер подчеркивает это.

На площадь Акрополя храм выходит портиком, кровлю которого держат кариатиды — так называются скульптуры девушек, заменившие колонны. Их одежды ниспадают прямыми складками, напоминая желобки-каннелюры.

Однако соразмерным человеку было не все. Посреди площади Акрополя стояла, сверкая на солнце, бронзовая скульптура, высота которой превышала трехэтажный дом.

Эту статую создал величайший афинский скульптор Фидий. Она изображала богиню Афину. Богиня мудрости стояла над городом в образе грозной воительницы, в боевом шлеме. Вид богини внушал мысль о надежности и силе страны под ее покровительством. Позолоченный наконечник копья в ее руках так сиял, что служил маяком для кораблей в море.

Фидий. Посейдон, Аполлон, Артемида. Рельеф Парфенона. Мрамор

Жители Афин в честь богини устраивали большие торжества. Этот праздник назывался Панафинеи. Он длился несколько дней. Главным событием праздника было всеобщее торжественное шествие. Оно начиналось на рассвете. Люди шли украшенные богатыми венками, юноши скакали на конях, девушки несли дары, среди которых огромное шитое покрывало для богини Афины. Девушки были главными участниками этого празднества. В них видели образ радости 118 и веселья. Нарядная процессия поднималась на холм Акрополя, а из-за храмов ей навстречу восходило солнце.

Поликлет. Дорифор. Бронза

Но самым большим праздником в Древней Греции были Олимпийские игры. По всей стране объявлялось «священное перемирие».

Для игр были построены грандиозные сооружения. Среди них храм Зевса.

Внутри его находилась огромная статуя бога. Ее создал Фидий. Зевс величественно восседал на троне. Его лицо и руки были из слоновой кости, а одежды — из золота. Статуя поражала, как чудо.

Высшая из похвал эллину была в уподоблении его богу. Умение быть совершенным, то есть лучше других владеть своим телом и волей, доказывали атлеты. Юноши соревновались обнаженными. Древние греки умели ценить и уважать красоту обнаженного тела.

Фидий. Всадники на празднике Панафинеи. Рельеф Парфенона. Мрамор

Самые прославленные скульпторы Эллады создавали мраморные и бронзовые статуи победителей. Их ставили на площади родного города и в Олимпии, у храма Зевса.

Греческие художники поняли закономерности пропорций, соотношения частей и равновесия форм. Они увидели тело как прекрасную архитектуру. Устройство фигуры они рассматривали как ясный и совершенный порядок. В пропорциях и движениях человека они научились выражать облик его духа.

Греческие изображения всегда показывают человека, удаляя все случайное. Это обобщенные образы красоты человека, в них нет и намека на повседневную жизнь. Это изображения прекрасных, совершенных людей, полных жизни, благородства и светлой человечности. До сих пор все художники мира учатся рисовать по слепкам греческих статуй.

Вазы. Фрагмент росписи вазы. Древняя Греция

Откуда мы знаем о ежедневной бытовой жизни греков? Об этом нам рассказали греческие вазы! В Древней Греции было величайшее искусство вазописи. Вазы делались из глины красноватого цвета. На нее наносился рисунок черным лаком. Позже научились делать наоборот: фон росписи покрывали лаком, а изображения фигур оставались цвета глины. Эго позволило уйти от плоских силуэтов и создать сложные изображения со свободной передачей движений. Изображения на вазах подчеркивали красоту и ясность форм сосуда, так же как присутствие скульптуры делало более выразительной архитектуру зданий.

Вазописцы передавали разные сцены жизни. И делали их поэтичными, как стихи. Такого одухотворения повседневности, как в Элладе, не знало никакое другое искусство.

Детские работы. Гуашь; восковые мелки

Задание

Создай панно «Олимпийские игры в Древней Греции». Тему можно заменить на «Праздник Панафинеи».

  1. На большом листе бумаги, голубом или зеленоватом — цвета неба и моря, красками напиши пейзаж Эллады, как ты его себе представляешь. Очень хорошо, если работа будет делаться коллективно, всем классом.
  2. Теперь из белой бумаги сделай фасад храма и вклей его в пейзаж, выбрав подходящее место.
  3. Внимательно рассмотри изображения фигуры человека. Обрати внимание, как сгибаются колени и локти.

Детские работы. Гуашь

  1. Нарисуй, а потом вырежи изображения фигур спортсменов. Прежде чем вклеить их в панно, разложи их выразительно, так, чтобы получились живые сцены соревнований. Нарисуй и подклей новые фигуры, если это необходимо. Например, это могут быть зрители. Их лучше делать в белых одеждах, вырезая из белой бумаги.
  2. Создай вместе с ребятами коллективное панно на тему праздников в Древней Греции.

Запомни

Запомни основные пропорции фигуры человека, как он бежит, идет, нагибается.

Подумай, расскажи, объясни

  1. Наверное, тебе уже давно стало понятно, что каждый народ не просто создавал свои постройки, а согласовывал их с окружающей природой. Расскажи, какие постройки эллинов ты знаешь и как они связаны с природой Эллады.
  2. Объясни, почему эллины считали красотой ясный порядок и в чем это выражалось.
  3. Расскажи, что такое ордер, и объясни, зачем греки соблюдали его в архитектуре.
  4. Вспомни, храмы каких народов ты уже знаешь. Рассмотри, как устроены эти храмы. Попробуй нарисовать по памяти конструкции знакомых храмов. Подумай: они не похожи друг на друга, или между ними есть что-то общее.
  5. Вспомни, какой порядок соблюдался при строительстве древнерусских храмов. Расскажи, в чем он выражался.
  6. Объясни, что общего между пониманием древнегреческими художниками красоты здания и красоты тела человека.
  7. Опиши одежду древних греков. Расскажи, как они ее украшали.
  8. Объясни, каким образом греческие вазы рассказывают нам о жизни эллинов.

Рейтинг@Mail.ru