Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Изображения вокруг нас

Как завораживает магия сцены, как веселит мультфильм и как интересны фотографии, снятые нами самими!

Увлечённые ими, мы, конечно, не задумываемся, что перед нами ближайшие «родственники» рисунков и картин. Все они ведут свою родословную от изобразительных искусств и тоже говорят на языке изображения, зримых образов. Поэтому и возникло определение их как визуальных, т. е. зримых, искусств.

Изображения сопровождают нас с древнейших времён. Ещё в наскальных рисунках человек пытался отобразить свою жизнь, запечатлеть своё понимание мира и Божественного. Изображение было и есть зримым осознанием человеком самого себя и воплощением его представлений об окружающем мире, иначе говоря, формой освоения действительности.

С помощью искусства человек менял себя и мир. Он переустраивал окружающую среду. Создавая новые здания и вещи, он менял облик мира, а преображённый им мир, в свою очередь, менял его.

Искусство не только отображает и запечатлевает мир, но и преобразует его. Архитектура и дизайн делают это впрямую, и мы видим, как на место деревянной посуды, саней и изб приходят пластмассовая посуда, скоростные поезда и высотные здания. А картины, фильмы и книги меняют нас духовно.

Менялись времена и менялись изображения. Их изменения прежде всего отражали изменения человеческого восприятия действительности и понимания прекрасного. Но в то же время их изменения всегда за-висили от технических достижений эпохи. Появление карандаша и масляных красок, витража и мозаики, книгопечатания и гравировки, не говоря уже о фотографии и кино, вело к появлению всё новых и новых видов изображения, обогащало и расширяло возможности художника.

Может быть, ещё большую роль, чем в живописи и рисунке, новые технологические возможности играли в архитектуре и прикладных искусствах. Так, вхождение в нашу жизнь тиражирования вещей машинным способом привело к эволюции ремесла и возникновению дизайна. А новые материалы и строительные возможности позволили архитектору преобразить конструкцию и облик современных зданий.

Таким образом, изменение технологии изображения меняет и само произведение.

Издавна человек стремился добавить к изображению слово, танец или музыку. Вырезанная из камня или дерева и разрисованная фигурка становилась тотемом, центром поклонения и частью ритуальных действий. Человек раскрашивал себя, менял одежды и маски, чтобы приобрести иную личину, усиливая это преображение плясками, телодвижениями, звуками, словесными заклинаниями и музыкой.

В народных игрищах, обрядах или площадных лыцедействах и балаганах изображение всегда было элементом общего действа, в своих истоках искусства были нераздельны, человек, сочиняя текст, пел его, аккомпанируя себе на ка-ком-нибудь инструменте. Или, вылепив из глины скульптурку, начинал играть с ней как с персонажем представления, «оживляя» её своим голосом или танцем.

Художник был в одном лице и поэтом, и актёром, и певцом, и музыкантом. Искусство прошло долгий путь развития и становления, прежде чем разделиться на отдельные виды творческой деятельности писателей, живописцев, композиторов. Вначале же оно было единым творческим процессом. Такое нерасчленённое на отдельные виды искусство получило название синкретическое искусство. Наверное, именно отсюда можно протянуть ниточку человеческого интереса к произведениям, в которых объединяются воздействия разных искусств.

И не такими ли сегодня предстают перед нами книги, в которых воедино слиты литературный текст и иллюстрации, песни, вбирающие в себя поэзию, вокал и музыку, здания как неразрывное единство архитектуры, дизайна интерьера, монументальной живописи, разных видов декора, мебели, гобеленов и многого другого?

Искусства, соединяющие, синтезирующие в себе образно-выразительные языки разных искусств, получили название СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА. Самыми значительными в этом ряду, несомненно, являются театр и кино.

В спектаклях и фильмах целенаправленно (а не стихийно, как на синкретическом этапе развития искусства) соединяются искусство драматургии и режиссуры, творчество операторов и актёров, музыкантов и художников. Синтетические искусства определяются ещё как пространственно-временные, поскольку их действие развивается и в пространстве, подобно картине, и во времени, подобно музыке.

Изобразительное искусство (живопись и рисунок), искусство слова (литература, поэзия), искусства музыки и танца являются праискусствами (протоискусствами) — корневыми и исходными искусствами, на их фундаменте зародились все современные искусства и зрелища. Они построены по композиционным законам формотворчества, родившимся в глубинах праискусств.

Важной особенностью синтетических искусств является коллективность творчества. В фильме или спектакле соединяются не только выразительные средства различных искусств, но и сами творцы — носители разных художественных профессий.

В отличие от живописи, театр и кино создаются не одним человеком, а творческим коллективом. Спектакль и фильм — результат сотворчества людей разных профессий: режиссёра, художника, оператора, актёров и др.

Открывая мир экранных искусств, мы убедимся, что фотография и кино — удел не только мастеров искусства, но и каждого из нас. Наша жизнь сегодня без них бедна и практически невозможна. При этом важно усвоить, что не фотоаппарат или видеокамера диктуют, что и как снимать, а мы им. Для этого надо овладеть азбукой этих искусств. Тогда любая съёмка станет не баловством, а важнейшим средством понимания себя и мира, помощником в жизни.

Сегодняшний мир разительно не похож на мир наших дедушек и бабушек. Всевозможные картинки и рекламы окружают нас со всех сторон — на улицах и обложках журналов, на экранах телевизоров и компьютеров. Мы живём не только среди реальной природы — деревьев и плывущих облаков, зданий и мчащихся машин, но и среди их двойников — изображений.

Экран в доме и на работе стал даже не гостем, а скорее, «очками», сквозь которые мы смотрим на жизнь. Он стал глобальным манипулятором нашего видения, сознания и поведения.

Всё запечатлённое на рисунках и фотографиях, в спектаклях и фильмах лишь отражение реальности. Искусство создаёт видимость реального (его виртуальное подобие). Это подобие может казаться в фотографии больше, чем в рисунке, а в фильме больше, чем в спектакле, но везде это будет условность, художественная условность. Визуальный мир любого искусства — сочинение и видение художника, если хотите, его «выдумка».

Мир лишь преломляется в произведениях художника, которые иногда похожи на его копию, а иногда — на изображение в увеличительном стекле или кривом зеркале. Поэтому искусство никогда не равно действительности.

Этот второй, созданный художником, виртуальный мир изображений, с одной стороны, вроде бы реален, потому что видим, с другой стороны, условен, потому что он не действительность, а лишь её отражение в той или иной форме.

В своём художественном и технологическом развитии от одного этапа к другому искусства предстают как эстафета познания человеком мира и красоты. Меняется ли при этом искусство, его язык, задачи и воздействие на человека?

Становятся ли значительнее и лучше современные картины и фильмы от того, что они создаются при помощи новейших технологий? Изменяется ли роль искусства и художника в обществе и что понимается под столь часто употребляемым словом «искусство»? Все эти вопросы ставит перед нами жизнь, и мы рассмотрим их на страницах учебника.

Выполняя задания, вы сможете обрести не только композиционные навыки в фотографии или видео, но и понимание логики развития искусства, а это поможет вам разобраться, где истинное искусство, а где подделка и дурной вкус.

Природа художественного творчества, законы, по которым создаётся искусство, едины во все времена, вне зависимости от вида произведения и способа, которым оно создаётся, будь это гравюра в книге XVII в., декорация XIX в. для спектакля в малом театре или компьютерный видеофильм XXI в.

Разбирая приведённые в книге примеры, вы поймёте, что никакая новая техника не отменяет природу творчества художника и создания художественного образа. Она едина при создании картины, фотографии или фильма.

Мы рассмотрим отличия театра от кино, режиссуры от драматургии. Зададимся вопросами о правде и вымысле в искусстве, о нерасторжимости взаимосвязи творца и зрителя. Вы расширите панораму своих представлений об искусстве, задумаетесь о его роли в обществе и своей жизни.

Не каждое изображение — произведение искусства. Таковым его делает не кисть или фотоаппарат, а дар художника.

В той или иной степени он есть в каждом из вас. Искусство — это не только дар изображения, но и дар видения прекрасного, его ощущения и наслаждения им.

Деньги и преуспевание, конечно, важны, спору нет, но сами по себе они ещё не могут сделать счастливыми. Они не заменят счастья любить и думать, мечтать и сострадать, видеть красоту и помогать другим людям. Искусство учит этому. Оно придаёт высокий смысл человеческим делам и превращает наше пребывание на земле из бесконечной суеты в полнокровную жизнь.

Рейтинг@Mail.ru