Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Художественное творчество в игровом фильме

Кино не только многоязыкое искусство, но и гораздо более технологичное, коллективное и многопрофессиональное, чем театр. Это определяется тем, что создание фильма — сложный производственно-технологический процесс.

Если на заре кинематографа для съёмки фильма нужно было лишь небольшое помещение — ателье да лаборатория, обрабатывающая плёнку, то сегодня для этого требуется мощнейшая кинофабрика вроде Голливуда или Мосфильма и ещё целая киноиндустрия, в которой занято множество людей. Инженеры и техники, программисты и даже целые научные институты обеспечивают кинопроизводство. Кинематограф имеет собственную экономическую сферу, включающую в себя, помимо производства, систему кинопроката и реализации фильмов.

Состав творческого киноколлектива также отличается многочисленностью и профессиональной разветвлённостью.

То, что прежде делал один сценарист, теперь делает группа специалистов по сюжету, диалогу и т. п. Ещё многочисленнее режиссёрская группа. Режиссёра-постановщика — главного дирижёра всего кинопроцесса — окружают ассистенты, помощники, режиссёры по монтажу, массовке, кастингу (подбору актёров), всех не перечислишь. Не менее впечатляющ список работающих под началом оператора-постановщика. Он руководит не только своими ассистентами и помощниками, но и целыми цехами (например, осветительным), которые подчиняются только ему. Не составляет исключение и команда художника-постановщика. Здесь мы тоже видим разнообразие кинопрофессий: художники по костюмам, гриму, компьютерной графике и т. д. Ими руководит художник-постановщик.

Все виды кинематографа могут быть художественным явлением и произведениями искусства, но в сердце зрителя первое место, бесспорно, принадлежит игровому фильму, называемому художественным. Чем притягивает к себе игровой фильм? Ну конечно же игрой актёров, искусно выстроенным сюжетом с интригой, вызывающим замирание сердца и позволяющим мысленно ощущать себя на месте героев фильма.

Изобразительная сторона фильма, его визуальное решение, т. е. то, что мы видим на экране, является коллективным художественным творчеством и не ограничивается только работой художника. В первую очередь в этот процесс вовлечены режиссёр и оператор. Визуальный строй фильма, его художественное решение — совокупный результат творческого коллектива. Работая в содружестве с режиссёром и под его руководством, кинохудожник не меньше, чем сценограф, творчески свободен в рамках общего художественного замысла. Но если на сцене художник создаёт символ мира, то на экране художник создаёт его плоть, его реальный образ во всех деталях.

(Эскизы и кадры из фильма «Солярис». Режиссёр А. А. Тарковский, художник М. Н. Ромадин)

Рисуя эскизы интерьеров и раскадровку, участвуя в выборе натуры, художник-постановщик воплощает общий замысел и образ будущего фильма. От точности видения художником визуального облика и стиля всего фильма зависит облик и мест действия, и каждой из деталей, «играющих» в кадре.

Видеоряд фильма, состоящий из лиц героев, живой природы и мира вещей, в котором они живут, несёт на себе отпечаток работы и таланта художника-постановщика и его команды. Вся видимая на экране среда: натура, интерьеры, костюмы и вещи (от вилки, пистолета, автомобиля до костра и фейерверка) — это их созидательно-творческая сфера. Причём в кино вещи не театрально-бутафорские, а самые что ни на есть настоящие.

(Кадр и эскиз из фильма «Я жду тебя». Режиссёр В. Яценко, художник А. Громов)

Создание всего многообразия этой вещной среды начинается с эскизов и чертежей, а заканчивается воплощением в материале. Возникшая в результате этой творческой работы среда становится важнейшей составляющей образа фильма.

Приступая к съёмке какого-либо эпизода, режиссёр не может не представлять его зрительно: где он происходит и как будет выглядеть на экране. Режиссёр и оператор, ещё не начав снимать, должны видеть будущий фильм, каждый его эпизод, точно так же, как видит художник, начиная свою картину. Только, естественно, с учётом того, что их «картинка» будет движущаяся и говорящая.

(Фрагменты фильма «Война и мир» (режиссёр С. Ф. Бондарчук))

Ещё перед началом съёмки какой-либо сцены режиссёр определяет, откуда выходят актёры, где находится камера, в каком ракурсе и при каком освещении их будут снимать. Каждый план выстраивается композиционно и по времени с учётом движения камеры и актёров, их нахождения в кадре. Это делается и в небольших предварительных покадровых эскизах (раскадровке), и во время репетиций на съёмке.

(Рабочий момент съёмок)

Ещё большее художническое содержание имеет работа оператора. Его художественным вйдением и изобразительным мастерством творится живопись и композиция кинокартины, которую мы видим на экране. На основе работы режиссёра и художника он определяет визуальное решение фильма, его изобразительный строй и настроение.

Это операторская схема съёмки сцены, где закладывается движение камеры, освещение, крупность и ракурс плана. Потом на съёмках она воплотится в движении во времени и пространстве.

Как и в театре, костюм и грим в кино — средства создания образа. Но степень их условности различна. Ибо в кино костюм чаще всего реален и характеризует персонажа в реальной среде, что требует его соответствия правде обстановки и жизни того времени, в котором происходит действие фильма. В кино любая вещь, будь то деталь костюма или кружка на крупном плане, «играет» не менее, чем актёр. Образ в кино возникает из суммы самых разных изображений: пейзажа и человека, вещи и игры света в их переплетении со звуком, музыкой и речью.

Вы видите, как задуманное художником воплотилось в фильме. Соответствие историзму и характеру персонажа определяет мастерство работы художника по костюмам.

Невнимание к исторической и материальной достоверности среды и вещей может разрушить правду всего происходящего в фильме. В фильме сочетаются игровое искусство актёров и документальность вещей и натуры, в которой они существуют.

Точность выбора детали рождает настроение в эпизоде. В кадре два героя: девочка и кружка. Взгляд девочки на кружку передаёт состояние героини.

Созданная художником среда помогает естественности и правде жизни актёра в кадре.

Задание

Учебно-исследовательское

Выполните аналитическую работу на тему «Создатели игрового фильма» или «Профессия: художник кино», в которой раскройте понимание коллективности художественного творчества в кино, а также рассмотрите вклад художника-постановщика в создание фильма (на примере выбранного фильма).

Вопросы для самопроверки

  1. В чём состоит специфика творчества художника в кино?
  2. Каков круг работы художника в игровом фильме?
  3. Почему небрежность в подборе вещей и недостоверность обстановки в кадре могут разрушить веру зрителя в правду происходящего в фильме?

Выражение авторской мысли, её глубина и образность зависят от выразительности киноязыка, от того, что мы видим на экране, как сочетается изображение со звуком. Например, нам надо снять диалог. Что должно быть при этом в кадре: лицо говорящего; слушающий его собеседник; они оба или то, на что смотрит во время разговора герой (деревья за окном, кипящий чайник, ласкающийся у ноги котёнок)?

Упражнение «что на экране?».

Когда звучит фраза «Хочешь попробовать?», что мы видим на экране?

Упражнение «Что в следующем кадре?».

На экране: женщина едет в электричке. Что мы видим в следующем кадре: то, что она видит; то, о чём она думает; то, что ей снится, и т. д.

Здесь мы видим выполненные упражнения на тему «Выбор натуры и места для съёмки»: «Рыцарь Айвенго», «Дюймовочка», «Дама с собачкой».

В таких упражнениях формируется умение осмысленно и выразительно выстраивать видеоряд в сочетании с текстом, музыкой. Тем самым развивается культура вашего киномышления.

Задание

Творческое

Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»

Моделирование задач творческой киногруппы с целью их понимания и решения при создании своих видеоработ.

Расскажите и создайте видеоряд в следующих упражнениях:

  • выбор натуры для съёмки эпизода фильма (например, «Дубровский» А. С. Пушкина, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и др.) — упражнение на определение изобразительно-творческих задач: где, откуда и как снимается выбранный эпизод;
  • упражнение на создание среды эпизода (где, в каком месте, на фоне каких вещей и интерьера могут действовать герои, например Д’Артаньян, Шерлок Холмс, Евгений Онегин и т. п.);
  • что должно быть на экране, когда произносится эта фраза или текст («Мне холодно», «Почему вы опаздываете, я устала ждать» и т. п.), — лица, вещи, пейзаж;
  • какие вещи должны окружать героев или быть у них в руках, чтобы сделать их диалог на экране более впечатляющим (придумайте для этого упражнения 2-3 фразы на тему ссоры, размолвки, встречи, радости и т. п.).

Рейтинг@Mail.ru