Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Фильм — «рассказ в картинках»

Фильм начинается не во время съёмки. Пришёл, снимаю — и готово! Самая простая и короткая видеозарисовка начинается с замысла. Он выражается прежде всего словами в текстовой записи. По мере расширения замысла, его разработки эти записи приобретают форму сценария. Поэтому можно сказать, что фильм начинается со сценария.

Сценарий за век существования кинематографа из чисто технической функции — покадровой записи снимаемого материала — превратился в самостоятельный вид искусства — кинодраматургию, велика заслуга в этом отечественного кино. Имена виднейших советских сценаристов Ржешевского, каплера, Габриловича, Григорьева, Арабова составляют золотой фонд нашего кино, часто сами режиссёры писали сценарии своих фильмов и были высокими мастерами кинодраматургии — это Довженко и Тарковский, Пудовкин и Иоселиани, Ромм и Козинцев.

Сценарий, кроме сюжета будущего фильма, диалогов героев, содержит в себе «зерно» идеи, образа и стиля фильма. Сценарий может быть эмоциональным возбудителем фантазии режиссёра, канвой его творчества, а может быть твёрдым каркасом фильма. Недаром знаменитый французский режиссёр Р. Клер говорил: «Сценарий написан — фильм готов». На практике же режиссёры часто далеко уходят от литературного сценария и даже опровергают его.

В большом кино написание литературного сценария — дело сценариста. В авторском домашнем видео, где сценарист, режиссёр и оператор — одно лицо, используется простейшая сценарная форма — покадровая запись фильма, называемая сценарным планом или кадропланом, которая даёт представление о содержании каждого кадра снимаемого фильма. Зачем нужен кадро-план? Он выстраивает киномысль и превращает случайную съёмку случайных объектов в сознательное достижение поставленной цели — в творчество.

На примере небольшой видеозарисовки «В жаркий день» смоделируем её разработку, подобно тому, как это было бы в кинематографе. Сперва — сценарная запись видеозарисовки:

«Июль. Жарко. Девочки сидят во дворе. Ах, вам жарко? «Не хотите ли охладиться, девчонки?» — и струя из шланга брызжет в лицо. Попробуй защитись от неё! «Промокли?» Ну и что? Зато весело! Все смеются».

На основе сценарной записи строится кадроплан (а затем будет создана раскадровка, см. рис.).

Раскадровка

Пример кадроплана:

  • Двор. Общ. план. Девочки балуются с поливным шлангом.
  • Средн. пл. Брызжет струя. Девочки загораживаются от брызг руками.
  • От средн. до крупн. Девочка со шлангом.
  • Крупн. план. Лицо смеющейся девочки.

Задание

Учебно-исследовательское

Выполните аналитическую работу на тему «Зачем нужен сценарий в кино и какова его роль в съёмке домашнего видео».

Вопросы для самопроверки

  1. Чем отличается композиция в живописи от композиции в кино?
  2. Что обозначают термины «кадр» и «план»?
  3. Что такое сценарий и какие его виды вы знаете? Какова роль сценария в создании фильма?
  4. В чём смысл и различие понятий «кинослово» и «кинофраза»?

Фильм питается не только изобразительными истоками, но и литературными. Он в равной мере выткан из изобразительной и повествовательной ткани. Любой фильм, даже самый маленький, представляет собой рассказ, повествование.

Первое знакомство с «рассказом в картинках» обычно происходит ещё в детстве, когда вы смотрите комикс. Комикс с его последовательностью картинок-кадров, сопровождающихся комментариями, — предтеча кинораскадровки.

Сюжет повествования определяет и монтажно-изобразительное построение фильма, состоящего из кинослов и кинофраз. По аналогии с речью кинослово можно уподобить подлежащему. Это — изображение объекта (практически на одном плане и без монтажных соединений).

Продолжая сравнение с речью, кинофраза предстаёт как соединение киноподлежащего с киноглаголом, т. е. объект плюс действие. В практике ки-нофраза — монтажное соединение небольшого количества планов, придающее изобразительно-смысловое содержание отснятому материалу.

Кинотекст можно прочитать не только в сценарии. Любую сюжетную картину (например, «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Сватовство майора» П. А. Федотова или «Письмо с фронта» А. И. Лактионова и др.) можно представить как фильм, кадры которого сведены воедино. Если фильм — изображения, предстающие и развивающиеся во времени, то картина показывает их одномоментно. Попробуйте записать какую-либо из предложенных картин в виде кадроплана. Это очень помогает освоению киноязыка.

Далее мы приведём пример прочтения картины как раскадровки.

Задание

Творческое

Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»

  • Выбор объекта для съёмки кинослова и создание сценарной записи или кадроплана для съёмки видеофразы.
  • Сценарная покадровая запись (кадроплан) сюжетного содержания жанровой картины (с продолжением на следующем занятии).
  • Начало съёмок кинослова.
  • Освоение грамоты монтажа на примере создания видеофразы (эффект Кулешова) или раскадровки комикса.

Рейтинг@Mail.ru