Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Воплощение замысла

Режиссура — это воплощение замысла фильма, будь то коротенькое видеослово или видеосюжет. Если, будучи «сценаристом», вам надо было ответить прежде всего на вопрос про что и зачем снимать, то, становясь режиссёром, вам надо вдобавок к этому ответить на вопрос, как снимать. Даже самое простое — кинослово — требует выбора объекта и ответа на вопрос о том, как его снять.

Примеры кинослова: тикающие часы сняты статичной камерой одним планом; трамвай также снят одним планом с поворотом камеры; здание снято статичной камерой, но на трёх планах.

Фильм, состоящий из множества планов и фраз, требует уже от режиссёра ответа на вопрос как в форме режиссёрского сценария и раскадровки. Покадровое представление режиссёра о будущем фильме — основа выражения замысла, прообраз того, что мы увидим на экране.

Рисунки в раскадровке могут идти вертикально (сверху вниз) или горизонтально (слева направо).

Вы видите, как режиссёр вместе с оператором и художником выбирают натуру для съёмок фильма, место действия, хронометраж, или длина плана, определение, как и откуда будет снимать камера, какое будет освещение и какой текст или звук будет сопровождать изображение, лягут в основу режиссёрского сценария.

Задание

Учебно-исследовательское

Выполните аналитическую работу на тему «Роль режиссёра в современном кино», в которой раскройте задачи и суть кинорежиссуры при создании фильма.

Вопросы для самопроверки

  1. В чём заключается искусство кинорежиссёра и каковы режиссёрские задачи при съёмке вашего видео?
  2. Почему важна подготовительная работа при съёмке домашнего видео и в чём она заключается?

Вам для съёмок видеофразы или этюда, конечно, не требуются столь подробные разработки. Достаточно кадроплана или раскадровки, которые облегчат предстоящую съёмочную и монтажную работу. Эти намётки вовсе не предполагают безоговорочного следования им и отсутствия импровизации. Они дисциплинируют киномысль и помогают понять, что, зачем и как вы хотите снять.

Существуют упражнения, которые помогают выработать чувство времени и «киноленты видения». Например, упражнение на раскадровку сюжетной картины. В живописной картине рассказ как бы уплотнён, изобразительно сведён к одному моменту. В кино этот же сюжет может быть прочитан развёрнуто во времени и представлен как последовательный ряд картинок-планов. То, что сейчас — застывшие рисунки, в фильме будет двигаться, говорить и жить по законам пространственно-временной кинокомпозиции и подчиняться уже не только изобразительным, но и повествовательным законам с их понятиями сюжета, кульминации, развязки.

Основная задача режиссёра — выстраивание действия в кадре. В итоге он отвечает за то, как и куда движутся на экране поезда, что делают и как разговаривают люди, потому что из этих крупиц складывается общий смысл и содержание фильма.

Задание

Творческое

Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»

  • Упражнение на выработку образно-монтажного мышления: раскадровка сюжетной картины.
  • Продолжение работы над кинословом: съёмка объекта статичной камерой с учётом хронометража.
  • Подготовка и начало съёмок кинофразы: монтажная съёмка движения в кадре статичной и движущейся камерами.

Очень важно учиться снимать монтажно. Начиная съёмку, надо предположительно знать, на чём может оканчиваться план, уметь «ставить точку» так, чтобы этот план мог быть зрительно грамотно вмонтирован в логическую цепочку киноповествования. Культура съёмки требует от оператора, помимо чувства времени, умения «держать» перспективу развития сюжета.

(Наезд (от общего плана к крупному))

Приводимые здесь операторские приёмы — панорамирования, наезда и отъезда камеры (т. е. смена крупности планов при помощи трансфокатора), чтобы быть удачными в вашей практике, требуют от вас предварительных упражнений и тренинга для овладения ими. Ведь снятый план не существует сам по себе. Он всегда живёт в сопоставлении с предыдущими и последующими планами, составляющими кинофразу, а в итоге весь кинотекст фильма.

(Отъезд (от крупного плана к общему))

Кроме умения владеть техническими приёмами, у оператора всегда остаются творческие задачи: выбор точки, с которой ведётся съёмка, выбор ракурса, крупности плана, характера освещения и хронометража плана. Ритм, образная выразительность движения и детали в кадре во многом зависят от вашего операторского мастерства.

Задание

Творческое

Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»

  • Тренинги по овладению операторскими навыками (съёмка с движения, панорамирование, наезд, отъезд при помощи трансфокатора и др.).
  • Продолжение работы над кинофразой (съёмка планов с учётом их хронометража, монтаж видеоряда и звукоряда).

Рейтинг@Mail.ru