Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Живые рисунки на твоём компьютере

Создание любительской анимации требует знания тех же основ сценарной, режиссёрско-операторской кинограмоты, о которых мы говорили применительно к обычному видео. Теперь к этому багажу необходимо добавить рисовальную культуру.

Так же, как и при построении любой кинофразы, съёмке анимационного фильма предшествует фиксация замысла в виде сценарного плана и раскадровки, в которых уточняется сюжет, а главное, авторы могут сами себе ответить на вопросы, что, зачем и как они будут снимать. Обсуждается всё: какими будут герои, фоны, музыка и тексты. Чем точнее определены роль и задачи каждого при съёмке, тем успешнее будет работа.

Простейшая мультипликация может быть создана даже из двух картинок: это двухфазовка, имеющая всего две фазы движения рисованного персонажа. Двухфазовка, в которой изменение циклично (например, рисунок жонглёра), — уже мини-фильм. Он может быть нарисован и создан на бумаге (в виде блокнотика, книжки-раскладушки и т. д.). Сюжет можно снять на видеокамеру, затем при помощи программы, например, iMovie, перебросить в компьютер для монтажа и озвучания. Рисунки можно сканировать и ввести в компьютер.

Когда рисуешь кадр, важно видеть предыдущий, чтобы проще и точнее передать последовательность движения персонажа и изменения, происходящие с ним. Можно рисовать на просвет или при помощи кальки.

Фигурка клоуна нарисована в блокнотике так, что на каждой странице она меняет поворот головы и положение шариков. И при мгновенном перелистывании блокнотика возникает впечатление, что клоун-жонглёр движется, можете в этом убедиться сами. Эта прорисовка персонажа по меняющимся фазам движения легла в основу рисованной мультипликации. То же и с куклами — плоскими и объёмными: передвиньте чуть-чуть у куклы ручку или ножку в каждом кадрике, и потом, когда кадрики замелькают, сменяя друг друга на экране, кукольные герои задвигаются, пойдут, замашут руками.

Героями анимации могут быть не только рисованные персонажи, но и простые предметы: карандаши, крупа, мятая или рваная бумага и даже ваши руки.

Рисунок для анимации может быть создан и на компьютере при помощи любого графического редактора (например, в программах Paint, Graphic Converter).

Мы уже неоднократно говорили о чувстве хронометража при съёмке. В анимации в особенности важно представлять, сколько времени займёт то или иное движение персонажа и сколько в связи с этим кадров надо снять. Снимать лучше всего со скоростью 12 кадров в секунду.

В современной кинопрактике (включая любительскую анимацию) очень распространены плоские куклы. Плоская нарисованная кукла может перекладываться по фону, расположенному на столе, целиком. Если кукла состоит из отдельных деталей (ручек, ножек и др.), то, перекладывая и меняя их положение покадрово, мы тоже получим иллюзию движения персонажа. Такой способ создания анимации получил название съёмка на перекладках. Каждая фаза перекладки снимается покадрово.

Поскольку перекладки плоских кукол осуществляются на горизонтальной плоскости, камера должна располагаться сверху, перпендикулярно над ней. Такое крепление камеры в каждом случае зависит от технической смётки и имеющегося у вас оборудования (например, штатива, старого фотоувеличителя или крепления при помощи кронштейна-струбцины к спинке стула).

Источники света закрепляются так, чтобы можно было освещать снимаемую сцену не только сверху, но и сбоку, снизу, добиваясь самых разнообразных световых эффектов. В кино подобная съёмочная конструкция называется «мультстанок».

При покадровом передвижении деталей персонажа, чтобы они не распадались при перекладке, их целесообразно крепить между собой по оси ниточкой или каким-либо шарниром.

Техника перекладки даёт богатые изобразительные возможности для воплощения ваших творческих замыслов. Персонажи могут быть локальными по цвету на насыщенно разрисованном фоне. Персонажи могут быть графическими и живописными, действующими на фактурном фоне, на фоне фотографии или коллажа. Композиция в перекладках может быть фронтальная и глубинная.

Во многих анимациях персонажи-куклы трёхмерные, объёмные. Куклы делаются из самых разных материалов, но с учётом того, чтобы аниматор мог фиксированно менять их движения и позы. Таким образом, конструкция куклы должна учитывать фиксацию постадийного движения её ног, рук, головы. В любительской съёмке это чаще всего обеспечивается созданием проволочного каркаса. Он держит и помогает фиксировать движения кукол — будь то мягкие игрушки или пластилиновые фигурки.

Съёмка кукольного фильма также ведётся покадрово. Персонажи натурных анимаций могут быть разной степени условности, а то и вовсе ими могут быть проволочки и карандаши, ложки и конфеты.

Создавая кукольные персонажи, уже следует подготавливать место для съёмки и декорации (или цветотоновых фонов). После того как декорации готовы и установлены, выставляется свет, пробуются различные варианты мизансцен. Затем начинается репетиция игровых сцен, поиск направления и характера движения персонажей. Готовятся и репетируют не только аниматоры (те, кто движет куклами), но и операторы. Правда, иногда это может быть один человек, ведь, переставив куклу и сняв кадр, можно снова подойти к ней, передвинуть и снять следующий кадр.

Задание

Учебно-исследовательское

  • Выполните аналитическую работу на тему «Анимация, которую мы делаем».
  • В своей работе на примерах школьных анимационных фильмов раскройте технику создания фильмов и их художественные достоинства.

Работу выполняйте (индивидуально или коллективно) в форме реферата или устного сообщения с привлечением специально подобранного иллюстративного материала (из журналов или Интернета). Презентация и коллективное обсуждение аналитической работы.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое техника перекладок и какие творческие возможности она даёт автору?
  2. Из чего можно создавать анимационные персонажи и как использовать компьютер в анимации?
  3. Как создаются объёмные натурные анимации и каковы особенности их съёмки?

Культура создания анимационного фильма не ограничивается созданием кукол. Она включает в себя и другие важные элементы художественного творчества: это работа со светом, звуком, шрифтом и т. д.

Движение и развитие персонажей строится в настоящем анимационном фильме в зависимости от музыкального темпоритма. Начало и конец музыкальной фразы определяют и ритмическую фразировку изображения в фильме. В работах, где движение и музыка живут вне зависимости друг от друга, не может быть достигнута наибольшая художественная выразительность. Старайтесь не подкладывать просто так звук под картинку (лишь бы звучало), а выверяйте строение видеоряда по звукоряду.

Прочтение закадрового текста требует актёрского мастерства, а главное — понимания и акцентировки смысла происходящего в кадре. Процесс озвучания роли ещё более сложен и требует интонационно-голосового соответствия актёра персонажу. Даже за кадром надо искренне проигрывать ситуацию в диалоге, не наигрывая при этом.

В большинстве школьных анимаций свет общий, заливочный, не выделяющий персонажей. Но опыт работы в фотографии должен подсказать вам то многое, что может усилить впечатление от происходящего на экране!

Титры и текстовое оформление фильма не менее важны, чем его светозвуковая сторона. Почему-то считается, что рисованные шрифты полезны рисованному фильму. Далеко не всегда. Иногда они могут быть едины со стилем картины, иногда могут быть сами персонажами анимации, а чаще, не очень хорошо графически исполненные, они снижают впечатление от самой анимации. Дизайн типовых шрифтов лучше выполняет задачу «обрамления вашей картины».

Задание

Творческое Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»

  • Завершение работы над мини-анимацией, её монтаж и озвучание.
  • Итоговый просмотр творческих работ.

Рейтинг@Mail.ru