Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Информационная и художественная природа телевизионного изображения

Сегодня сложно представить жизнь без телевизора. Если возникновение кинематографа повлияло на все сферы искусства, то телевидение изменило все сферы жизни людей, преобразовало психологию людей, восприятие мира и культуру современного общества. В один и тот же момент миллионы людей в разных концах Земли могут наблюдать на телеэкранах одно и то же событие. Театральная премьера, прежде доступная лишь горстке столичных знатоков, стала зрелищем для зрителей даже самых отдалённых провинций. Это же касается и лучших музеев мира, встреч с виднейшими политиками, мастерами культуры и учёными.

Телевидение уничтожило понятие провинции, отменило разницу в художественно-культурной информированности между городом, сверкающим огнями кинореклам, и маленьким селом. Телевидение превратило мир в единое информационное пространство, стало центром связи, когда каждый связан со всеми. Интернет троекратно усилил эту связь, соединив каждого с каждым.

Создатель телевидения (электронной передачи изображения на расстоянии) — наш соотечественник В. К. Зворыкин, в 1929 г. он запатентовал кинескоп и довёл поиски и открытия многих изобретателей до массового внедрения в нашу жызнь.

Круг участвующих в создании и передаче телеизображения на экраны наших телевизоров огромен. Это целый экономический, управленческий, производственнотехнический, электронно-космический мир, а также, конечно, мир творческий — с дикторами и ведущими, монтажёрами в аппаратной, телеоператорами в студии, чья работа вбирает в себя и применяет к практике телевидения искусство актёров, режиссёров, художников, журналистов. Для зрителя же важнее всего передача. Тем обиднее, когда вместо искусства видишь на экране ерунду и представляешь, сколько на неё было затрачено сил и времени.

Телевидение — сложное, многосоставное явление. На телеэкране мы видим фильмы и трансляции соревнований, развлекательные и образовательные передачи. Но самое важное место во всём этом занимает информация, сообщаемая нам не только словесно, но и визуально, т. е. в виде телевизионной картинки. Конечно, любой рисунок или фотография несут какую-то информацию, изобразительно запечатлённую на них. Но несравнимо более впечатляюща и информативна телевизионная картинка, сочетающая в себе живое изображение и живое слово. Передача информации, сообщаемой нам с экрана (от сводки погоды и политических новостей до научных анализов и экономических прогнозов), главенствует над остальными функциями телевидения. Поэтому его можно определить как средство массовой информации, сокращённо СМИ, или, используя международную терминологию, масс-медиа.

Визуально-словесное сообщение с телеэкрана магически убедительно, поскольку воспринимается аудиторией как реальность и безусловная правда. Эта особенность воздействия телевизионной картинки может быть использована как в целях объективной информации, так и в целях дезинформации. Поэтому телевидение — мощнейшее средство манипуляции массовым сознанием. И владельцы телеканалов учитывают эту ни с чем не сравнимую власть телеэкрана, создавая на нём определённую картину мира и через неё формируя наши мнения и оценки.

Конечно, телевидение — прежде всего технологическое средство, средство трансляции, при помощи которого можно увидеть спектакль, фильм, картину — любое художественное произведение. Выразительный язык телевизионной передачи синтетичен: он вбирает в себя искусство киномонтажа, мастерство актёра, режиссёра, оператора, журналистов. Однако есть одна поистине волшебная особенность телевидения, отличающая его даже от кино. Это неигровая сиюминутность и подлинность происходящего на экране, показ реальных людей в реальном течении времени. Если искусство — набор условностей, то ценность телевидения — в безусловности его прямого вещания с места события и во время события (так называемое прямое телевидение, или прямой эфир).

Помимо этого, возможность регулярного и продолжительного просмотра породила особую форму зрелища — сериал, — невозможную нигде, кроме телевидения.

Если кинематограф дал экранному зрелищу характер коллективного просмотра и переживания, то телевидение оставило нас наедине с экраном. Он стал собеседником, гостем, если не хозяином в нашем доме. Комментаторы, ведущие, певцы стали нашими хорошими знакомыми, сидящими с нами за одним столом во время завтрака или ужина. Появившись на экране, хоть на мгновение, они становятся медийными лицами, невольно остающимися в памяти. Этим объясняется стремление многих любой ценой засветиться на экране.

Интернет, несмотря на общение в социальных сетях, ещё больше ввергает человека в виртуальное пространство, когда порой кажется, что экранные собеседники становятся более живыми, чем люди во плоти.

Любое дело становится искусством, когда его делает художник. Телепередача — не исключение. Телевидение, как и карандаш, фотоаппарат — лишь средство, а искусством его делает дар художника, его творчество. Оно делает искусством любой вид телевещания: от прогноза погоды и рекламы до трансляций спортивных игр, концертов и праздничных парадов.

Истинное телевидение — прямое: трансляция происходящего сию минуту. Это не подразумевает полной отмены видеозаписи, но она не должна подменять прямой эфир там, где он обязателен по существу передачи. Согласитесь, неинтересно смотреть футбол, когда матч уже прошёл и известен счёт. Сейчас прямого вещания мало, но, безусловно, оно возродится, потому что в этом художественно-психологическая и информационная специфика телеизображения.

Телевидение — ещё более мощная, чем кинематография, сфера сверхбизнеса и индустрии со своими телевизионными специалистами: от политтехнологов и управленцев до технических и творческих работников. Однако особой художественной специфики в фильмах и спектаклях, идущих на телеэкранах (помимо тех, которые мы уже рассмотрели), нет. Язык телевидения синтетичен. В телевизионном котле начинают жить новой жизнью и находят своё место искусство съёмки и монтажа, мастерство актёра и режиссёра, журналиста и художника.

Деятельность художника на телевидении в основном развивается в двух направлениях: сценографический дизайн — оформление студии для различных передач (диспутов, ток-шоу, концертов) и компьютерная графика (экранный дизайн, компьютерные заставки и т. д.). Оформление студии имеет более дизайнерский (функционально-художественный) характер, нежели сценографи-чески-образный. В остальном в работе телехудожника нет, как мы говорили, ничего отличного от художнической деятельности в театре и кино. А вот телевизионная компьютерная графика составляет такую особенность телеработы, которой нет ни в театре, ни в книжной графике. Даже кино не предоставляет художнику таких возможностей для графического творчества.

Динамически меняющиеся по цвету и форме в виртуально-экранном пространстве композиции из абстрактных линий и пятен или реальных предметов придают особую выразительность передаче, если они органично вплетаются в её визуально-смысловую ткань.

На телевидении также очень востребованы художники по свету, костюму, гриму и т. д.

Задание

Учебно-исследовательское

  • В аналитической работе (индивидуальной или коллективной) на тему «Телевидение в моей жизни» («Моя любимая телепередача» и т. п.) раскройте понимание информационно-экранной специфики телевидения и его влияние на зрителей и вас лично.

Вопросы для самопроверки

  1. В чём состоит специфика прямого телевидения?
  2. Какова природа телевизионного зрелища?
  3. Чем отличается кинофильм от телесериала или ток-шоу?
  4. Какие основные жанры телевизионных передач вы знаете?

Ваши сверстники, работающие на школьном телевидении, понимают необходимость сценарнорежиссёрской подготовки при создании любого сюжета и телепередачи. Не менее важен подбор ведущего-интервьюера, его умение органично вести себя в кадре, его облик (включая одежду, не отвлекающую от существа диалога). Ещё важнее умение вести беседу, держать тему при любых неожиданных поворотах разговора и импровизационно находить точные реакции и вопросы, нужные по ходу задуманного сюжета.

Любая форма экранного диалога (ток-шоу, телевикторина или требует создания соответствующей среды и атмосферы. Точно выбр то проведения передачи (на натуре, в студии) так же, как и оформление студии, во многом способствует успеху телепередачи. Её зрительское восприятие не в последнюю очередь зависит от визуального решения, т. е. работы художника (дизайн студии, стиль её оформления, костюмы) и оператора (монтажно-световая и композиционная культура съёмки).

Телевизионное вещание ведётся в разных целях и ориентировано на разные аудитории. Сегодня существует и такая форма телевидения, как школьное телевидение. Старшеклассники московской школы № 1311 формируют сетку вещания, телерубрики, снимают видеоуроки и репортажи. Вместе со своим художественным руководителем Л. Д. Гликиным они обсуждают и выстраивают все сюжеты школьного телевидения.

(Эскизы оформления студии — пример выполнения творческого задания)

Задание

Творческое

Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»

  • Смоделируйте состав своей съёмочной телегруппы, чтобы лучше представлять творческие задачи при съёмке видеоэтюда или видеосюжета.
  • Придумайте тему своей передачи и её студийное оформление (эскиз или компьютерный коллаж), а также решите, кто будет ведущим и какие три вопроса он задаст приглашённым гостям.
  • Спланируйте тематику передач вашего школьного телевидения.
  • Придумайте костюм ведущей, фон, на котором она выступает, и заставку телепередачи (например, «Прогноз погоды», «Спокойной ночи, малыши!», «Автообзор», «Новости моды» и др.).
  • Спроектируйте визуально-композиционное решение своего интернет-послания или сайта.

Рейтинг@Mail.ru