Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка

Поскольку основная задача телевидения — создавать на экране реальную, документально точную картину мира, становится ясной связь любого информационно-событийного телевизионного жанра с документальным кино.

Основные телевизионные передачи — развлекательные и образовательные, ток-шоу и трансляции — в той или иной степени включают в себя интервью и репортаж — формы документального фильма. Цель документального кино — передать правду жизни, показать настоящего человека, а не актёра, реальное событие, а не его имитацию — стала ещё в большей степени целью телевидения с его несравненно большими информационными возможностями.

Мы видим на экране настоящий бой и настоящую смерть, рождение рёбенка и появление первого листочка весной, причём сию минуту и на наших глазах. Телевидение не только наследовало образно-художественный язык документального кино и принципы монтажа, но и развило их, превратив в обязательный и действенный способ создания любой телепередачи.

Практика телевизионной документалистики формирует стиль и язык любительской видеосъёмки.

Документальное кино, начавшись с «Прибытия поезда» братьев Люмьер, прошло большой путь. Его опыт востребован и воплощается драматургически и операторски в любом телерепортаже и телесюжете. В особенности опыт документального кино важен для любительского фильма.

Документальное кино напрямую связано с жизнью, это мир вокруг нас. Кинодокументалистам свойственны точность наблюдения, умение выбрать типичное и главное, а не случайное. По своим выразительным средствам документальный фильм, конечно, больше связан с фотографией, чем с живописью. Если фантазия художника не имеет границ, то оператор может фантазировать и создавать образ, используя только реальное изображение мира. Вымысел живописца и фактография кинооператора — две грани художественной правды.

Документальный фильм может вызвать потрясение и переживания у зрителя подчас большие, чем страсти и страдания актёров на экране. В документальном фильме страдание и боль человека на экране глубоко трогают нас потому, что мы понимаем: перед нами реальный человек со своими реальными, а не игрушечными трагедиями. Однако съёмка происходящего в жизни ещё не гарантирует, что это правда. Одно и то же можно увидеть и трактовать по-раз-ному! Здесь уместно вспомнить поговорку «Врёт, как очевидец» или притчу о пятерых слепцах, которые пощупали слона: один — за ухо, другой — за хобот, третий — за ногу, а потом сказали, что слон похож на что-то вроде тряпки, змею, большой шершавый столб и т. д.

Отечественная документалистика внесла выдающийся вклад в становление документального кино как искусства.

Крупнейший кинодокументалист Дзига вертов впервые осмыслил возможности камеры как кино-глаза и цели документалистики как создания киноправды. Революционный пафос его экспериментов в монтаже и съёмке изменил представления о задачах художника в кино. А его фильмы «Три песни о Ленине», «человек с киноаппаратом» стали образцами высокого киноискусства.

Особый вид кинодокументалистики — это военные репортажи. Отечественная школа кино может гордиться славными именами наших операторов, запечатлевших лицо войны. Легендарный оператор Роман кармён запечатлел сражения на Халхин-Голе и в республиканской Испании, бои великой Отечественной войны и капитуляцию фашистской Германии.

Эсфирь Шуб — пионер создания из старой хроники новых фильмов, в которых переосмысли вались известные кинофакты. При монтаже им придавалось новое содержание. Классикой жанра стал фильм «Падение династии Романовых». неограниченные образнофилософские возможности этого метода работы показал Михаил Ромм в фильме «Обыкновенный фашизм». Размышляя, показывая фрагменты гитлеровской хроники, он достигает высокого уровня художественного обобщения.

Как фотография изменила живопись, так телевизионная документалистика своей сиюминутной актуальностью изменила документальное кино, сосредоточив его ещё больше на исследовании жизни, наблюдении за человеком.

Документалистика на телеэкране отправила в прошлое хронику киножурналов, выходивших раз в неделю. Теперь новостную картинку мы получаем в информационных телевыпусках по разным телеканалам много раз на дню. А Интернет даёт картину мира в режиме он-лайн постоянно. Здесь «прямая» документалистика, построенная на мобильности съёмки и мышления оператора.

Интернет пошёл ещё дальше в освоении выразительно-образного языка кинодокументалистики, став площадкой зрительного общения каждого со многими. Уже одно это требует постижения культуры документальной съёмки, освоения грамоты визуально-текстового изложения мысли на экране. При создании любого документального фильма решаются сценарно-драматургические, режиссёрско-монтажные и операторские задачи, в которых реализуется авторский замысел. Решением этих задач (включая музыкально-шумовое оформление и исполнение закадрового текста) могут заниматься разные люди, а может, как в любительской съёмке домашнего видео, заниматься один человек — автор.

То, что вы единолично будете создавать свой видеофильм, не отменяет необходимости решения всех этих задач, кстати, добавим, при современных возможностях цифровой техники событие, оперативно снятое вами, может стать материалом для телевизионной передачи, и досадно будет, если его отвергнут из-за низкого качества киножурналистской грамотности или уровня операторской съёмки.

Любительский фильм, домашнее видео, съёмка мобильным телефоном, по существу, — авторская форма документального кино. Это видеохроника твоей жизни, твоих близких и друзей. Непритязательные на первый взгляд кинозарисовки запечатлевают жизнь вокруг. В них сохраняешься ты, твои путешествия и события, важные для тебя, которые становятся страничкой твоей летописи и летописи страны.

Между большим и малым экранами нет непреодолимой границы. Если ты делаешь фильм искренне, не повторяешь кого-то, а пытаешься взглянуть на мир самостоятельно, то ты — художник, а снятое тобой — творчество. И конечно же необходимо владение кинограмотой, чтобы преодолеть экранное косноязычие, мешающее внятно выразить свою мысль. Только овладев культурой съёмки и монтажа, основами сценарного и режиссёрского мастерства, можно сделать то, что будет интересно не только тебе, но и любому зрителю. Фильм — это монолог, обязательно становящийся диалогом. Не освоив киноязык, достичь этого нельзя.

Задания

Учебно-исследовательские

  1. Проанализируйте на примере конкретных телепередач, телерепортажей или интервью их кинодокументальную природу, в которой проявляется общность экранно-образного языка документального фильма и многих жанров телевидения, единство монтажно-композиционного выражения авторской мысли.
  2. На примере любимых телепередач проведите анализ их кинодокументаль-ной природы.
  3. Сделайте сравнительный анализ документального фильма и прямого телерепортажа.

Вопросы для самопроверки

  1. В чём состоит специфика «прямой» документалистики на телевидении?
  2. Почему теледокументапистика и Интернет важны для современного человека?
  3. Что может помочь вашему видео стать авторским фильмом?

Только будучи подготовленным к съёмке, чётко нацеленным на выражение своего замысла, можно идти на экспромт и импровизацию, потому что реальная жизнь не режиссируема, возникающие события в большинстве своём неожиданны. И мастерство документалиста состоит в том, чтобы не инсценировать жизнь, а суметь запечатлеть её врасплох, такой, какая она есть.

Во время съёмки этюда или документального сюжета надо быть мобильным, готовым быстро реагировать на непредвиденность в кадре.

Сценарная и режиссёрско-организационная работа предваряет съёмку интервью или сюжета. Даже если снимать их вы будете через какое-то время, подумать и начать подготовку к их воплощению стоит сейчас, в процессе подготовительной работы многое становится яснее. Документальные фильмы, даже небольшие по хронометражу, снимаются достаточно долго.

Здесь вы видите пример предварительной подготовки к съёмке интервью «В гостях у Деда Мороза». В раскадровке планируется работа интервьюера и выстраивается видеоряд. Опыт, приобретённый при выполнении подобных упражнений, повысит вашу режиссёрско-операторскую культуру и поможет в создании различных съёмочных проектов (репортажей, видеочерков и т. д.).

Задание

Творческое

Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»

  • Выбор темы предстоящей съёмки документального видеоэтюда и проведение подготовительной сценарно-операторской подготовки к съёмке: выполнение кад-роплана (или раскадровки) этюда.
  • Предварительная сценарная и режиссёрско-организационная подготовка к съёмке интервью: проектирование темы и места своего внестудийного интервью (где и как его снимать, а также три вопроса к людям в кадре).
  • Выполнение проектного упражнения (по выбору):
    • создание телесюжета о Москве для какой-либо конкретной передачи, выбор для съёмки не более трёх объектов;
    • создание телерепортажа о лете, определение, где он снимается и кто читает текст за кадром.

Рейтинг@Mail.ru