Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Кинонаблюдение — основа документального видеотворчества

Основное отличие показа жизни в телерепортаже от изображения её в игровом фильме состоит в несрежиссированнос-ти происходящего на экране. Фиксация факта без вмешательства извне, запечатление жизни такой, какая она есть, врасплох, а не «причёсанной», специально подготовленной к съёмке, — смысл телевизионного репортажа.

Выдающийся режиссёр-документалист Дзига Вертов сравнивал кинокамеру с киноглазом, которым мы смотрим на мир. И действительно, ваша видеокамера — особый взгляд художника, способ творческого познания и отображения мира. Снимая своё видео, изо всех сил старайтесь избежать искушения подтасовать факты в кадре.

Телекамера (веб-камера), установленная на станции метро или в подъезде дома, передаёт изображение на монитор. Но является ли это изображение художественным? Напомним ещё раз, что любое изображение делает явлением искусства не какая-либо технология или аппарат, а человек, стоящий за ним.

Первым признаком художественности является образность изображённого. Образ в изображении рождается только благодаря выражению в нём творческой мысли и воли художника. Поэтому непосредственность вйдения мира и выбор из всего многообразия того, что более всего затронуло ваше сердце, превращают съёмку документального фильма в художественное творчество. В практике документального кино, особенно любительского, режиссура и съёмка, кадроплан и монтаж слиты воедино и разделить их можно очень условно.

Правда и интерес к происходящему в документальном фильме обеспечиваются прежде всего благодаря длительному и целенаправленному наблюдению за человеком или ситуацией. Человек привыкает к камере, не замечает её, оставаясь самим собой. А нет ничего интереснее, чем быть свидетелем настоящей жизни! Наблюдение — это некая видеоохота, требующая терпения, внимания и заинтересованности в том, что снимаешь. В особенности это касается человека в кадре.

В процессе съёмки режиссёры иногда прибегают к провокации как катализатору снимаемого события. Этот приём часто используется на телевидении в различных передачах.

Зрителям интересно наблюдать за реакцией человека, попавшего в неожиданную ситуацию, и эффект, который производит на него эта неожиданность (например, исчезла оставленная машина, у входа в подъезд стоит корова, в автобусе на пианино играет музыкант во фраке и т. п.).

Чаще используется приём скрытой камеры. Спрятанная от посторонних глаз камера помогает оператору фиксировать непритворные реакции людей, естественность их поведения.

Казалось бы, чего проще: малыш рисует — пройдёшь и не обратишь внимания. А как интересно это смотрится на экране! Зоркость художника и киноглаза, запечатлевающего жизнь как она есть, может превратить кинонаблюдение в искусство.

Рейтинг@Mail.ru