Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Современные формы экранного языка

Ничто так быстро не устаревает, как технические новинки, с нарастающей скоростью сменяющие друг друга. Язык, на котором говорили ещё вчера модные хиты, сегодня уже кажется медлительным, далёким от жизни, устаревшим. Искусство всегда меняло свою форму, язык творческих произведений и средства, которыми они создаются.

Суть искусства как разговора о человеке, передача на экране или на сцене «правды жизни человеческого духа» и во времена Шекспира, и во времена Пушкина, и сейчас одни и те же. Потому-то нам близки и интересны бессмертные Ромео и Джульетта — вечные наши современники! Но язык искусства и его восприятие постоянно меняются. Не последнюю роль в этом играют и сами технологии, с помощью которых создаются современные зрелища. Мелькают вспышки света, ревут динамики, среди лазерных лучей и дымов в бешеном ритме танцуют и поют шоу-звёзды...

Язык музыки и фильмов, литературы и картин, на котором они говорят сегодня, отличается от языка, на котором они говорили во времена ваших родителей, а тем более дедушек и бабушек. Форма и ритм старых фильмов определялись характером, идеалами и взглядами, условиями жизни людей иной эпохи. Другими стали не только костюмы киногероев, но и их речь, а больше всего ритм и монтаж фильма, динамика развития его сюжета.

Конечно, и сам темп нашей жизни влияет на наше восприятие. Когда вы сидите у телевизора, обратите внимание, как часто вы переключаете на пульте экранную картинку. Да и сама экранная картинка зачастую подстать зрительскому нетерпеливому, пляшущему сознанию. Короткие планы, стремительный монтаж, неожиданные ракурсы, рваная музыка... Клиповое сознание, клиповое восприятие экрана и жизни всё больше становятся реальностью сегодняшнего дня.

Клип — английская аббревиатура, возникшая в лексике программистов. Термин быстро вошёл в употребление в разных областях творчества — в дизайне, фотографии, музыке и т. д. В словарях по-разному раскрывается смысл этого термина, но в них так или иначе есть одно ключевое определение клипа как набора элементов. Не композиция элементов, основанная на гармонии и логике, а их набор, производящий на зрителя эмоциональное воздействие. Клип основан на контрастах неожиданных или случайных визуально-смысловых ассоциаций, возникающих на монтажном стыке изображений, текста и звука.

Поскольку экранные клипы получили наибольшее распространение в рекламе и шоу-бизнесе, для них характерен агрессивный стиль воздействия на зрителя в целях рыночной популяризации модных хитов, исполнителей и товаров.

На телеэкранах наиболее распространены песенные видеоклипы. Их видеоряд впрямую зависит от ритма и текста песни. Будучи, по существу, этюдом, клип в отличие от него не стремится к смысловой гармонии, а скреплён ассоциативными связями, зачастую весьма произвольными.

Монтажное построение клипа, не скреплённое композиционно-образной логикой, чаще всего «своевольно» может быть иллюстративным, алогичным и допускает различные ассоциации. Поэтому связующим последовательность кадров в клипе является не изобразительная логика, а текст песни или музыка.

Перед вами фрагмент клипа «Эта осень нас разлучила». В сценарной основе клипа — песня, созданная одной из школьных музыкальных групп. Этот клип приводится здесь как типичный пример подобных сочинений, для которых характерны подражательность и банальность. Вы без труда представите себе клип звучащим на экране, потому что не раз слышали, а может быть и сами сочиняли нечто похожее.

        Ветер срывает листья,
        Ты разрываешь душу,
        Дождь нескончаемо плачет,
        И только в тумане,
              только в тумане
        Вижу твои глаза...
        Ветер срывает листья,
        Но я не могу оторваться
        Прибитый дождём к земле.

К сожалению, невысокое качество поэтической основы и монтажа отличают и художественный уровень многих телевизионных клипов, словно поставленных на конвейер.

Задание

Учебно-исследовательское

  • В индивидуальной или коллективной работе проанализируйте различия монтажно-изобразительного языка видеоклипа и видеоэтюда, а также проведите обзор других экранных и зрелищных форм современного искусства (видеоарт, инсталляция, перформанс и др.).

Вопросы для самопроверки

  1. Чем отличается монтажное построение клипа от монтажа этюда или репортажа?
  2. Каковы характерные черты телевизионных клипов?
  3. Какие современные формы визуально-зрелищных искусств вы знаете?

Также распространён динамичный роковый клип, где текст вторичен и всё строится на контрастном и динамичном монтаже звука и видеоряда. Здесь приводится кадроплан фрагмента такого клипа. Резкость, энергия выкрика, многократно усиленная динамиками, подхлестываемая стыком рваных планов, привлекают молодёжь. Главное, чтобы при этом вы не оглохли и не ослепли душевно.

Видеоклип — одна из форм видеоинсталляции и коллажа. Поэтому клиповые произведения вы можете встретить под этими названиями. Поиски новых форм выражения часто лежат вне традиций классического искусства. Флэшмобы, перформансы, граффити, видеоарт составляют отдельную от него и противостоящую ему сферу так называемого актуального искусства.

Актуальное искусство, построенное на изменении языка и условностей традиционных искусств, вбирает в своё зрелищное пространство и художника, и зрителя. Они включаются в единое игровое действие, в котором художник становится режиссёром этого действия, а зрители — его участниками. Поэтому здесь на первый план выходит не умение художника рисовать, а его умение воплощать свою идею в игровой ситуации. Это придаёт подобным акциям театрально-зрелищный характер, только осуществляемый не на сцене, а в реальном пространстве города. На этом строятся перформансы, хэппинги, флэшмобы и т. п. Иногда они привлекают своей неожиданностью, но гораздо чаще их эпатаж превращается в ребус или, что ещё хуже, они приобретают не художественный, а откровенно разрушительный характер, граничащий с хулиганством.

Восприятие истинного искусства требует работы мысли и души, но оно вовсе не головоломка, как актуальное искусство. Оно настоящая школа художественного творчества.

Компьютер даёт возможность не только смотреть, но и создавать свои экранные послания, видеоклипы. И важно не просто их разослать по Сетям, а важно, чтобы они не были «экранным спамом» по своему качеству и смыслу. Для этого нужны художественная культура и вкус. Не бойтесь иметь своё мнение. Бойтесь неправды и неискренности в том, что вы создаёте!

Задание

Творческое

Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»

  • Заключительная работа по созданию видеоочерка, репортажа или небольшого песенного или музыкального видеоклипа (по выбору). В работе над видеоклипом постарайтесь применить в монтаже уже известные вам правила композиции, чтобы видеоклип приобрёл художественно-образный смысл.

Рейтинг@Mail.ru