Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Сценография — особый вид художественного творчества

Работа театрального художника отличается от работы живописца или графика. В отличие от них он имеет дело не с плоскостью холста или бумаги, а с пространством сцены, в котором создаёт мир спектакля. Это особый вид художественного творчества — ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО, или СЦЕНОГРАФИЯ, а сам театральный художник — сценограф. Творчество сценографа многогранно, оно требует знания дизайна, архитектуры, живописи, технологии, а главное — композиции. Театральный художник должен решить множество творческих и профессиональных задач: создать костюмы и грим, определить, где и какой будет свет. Но самая главная его задача — воплотить на сцене место действия спектакля.

Размещая на сцене вещи и декорации, он создаёт пространство и среду, в которой будут жить герои пьесы. Например, в пьесе местом действия указан лес. Это не значит, что художник должен насыпать на сцену земли и посадить настоящие деревья. Его задача в другом: создать сценический образ. Этот образ может рождаться благодаря живописным росписям, реальным вещам или по-театральному — условным конструкциям, вертикалям, кубам. И всё это будет не менее убедительно для зрителя благодаря его воображению, чем реальность.

Отличие работы сценографа от работы живописца также в том, что если картина ценна и живёт сама по себе, то сценография имеет смысл, только когда существует в спектакле. Тогда декорации обретают жизнь и становятся игровой средой, а актёры делают своим партнёром любую вещь на сцене. Декорации перестают быть фоном и тоже становятся действующим лицом спектакля.

В отличие от художника-живописца, который сам диктует законы, по которым создаёт своё произведение, сценограф должен играть по правилам, предлагаемым театром, прежде всего режиссёром.

Это не значит, что сценограф менее свободен в своём творчестве, нежели живописец. Просто каждое искусство имеет свои творческие рамки!

Художнику, до того как воплотить на сцене то или иное место (лес, завод или комнату), важно определить, что происходит, что делают актёры.

Это становится ясным после прочтения пьесы и анализа замысла режиссёра. В зависимости от этого художник понимает, как, в какой форме и какими средствами создавать сценический образ. Причём создавать так, чтобы он был не просто иллюстрацией, обозначением места, а игровой средой, образно выражающей смысл спектакля. В этом случае декорация дома или леса становится активной участницей действия, частью актёрской игры, превращается в партнёра актёра.

Способ изображения места действия на сцене менялся вместе с изменением театральных идей, сценической техники и пониманием условности. В современном театре по характеру и способу оформления сцены можно выделить следующие виды декораций.

В живописной декорации основным элементом является рисованное изображение. Чаще всего оно располагается позади играющих актёров и называется задником. Даже объёмные объекты здесь чаще всего плоскостные и рисованные.

Такое оформление преобладало на раннем этапе театрально-декорационного искусства. Сегодня оно наиболее характерно для оперных и балетных спектаклей, где требуется большое свободное пространство сцены. Живописно-декорационное оформление имеет большую историю, оно многообразно и достигло значительных художественных высот. В качестве примеров можно привести эскизы мастеров сценографии — А. Я. Головина к опере «Севильский цирюльник» и Б. М. Кустодиева к спектаклю «Блоха».

 

В середине XX в. возник чрезвычайно большой интерес к синтетическому спектаклю, равноправно соединяющему в себе театр и кино. Наилучший пример этому — спектакли театра «Латерна Магика» («волшебный фонарь») в Праге и работы известного чешского художника и режиссёра Й. Свободы.

 

Проекционные декорации сродни живописному типу сценического оформления. Основным элементом проекционной декорации являются оптические или электронноцифровые проекции на экран или другие плоскости сценического оформления. Появление этих декораций стало следствием вторжения искусства кинематографа и компьютера в сценическое пространство.

Сегодня проекционная сценография обрела второе дыхание благодаря компьютерным технологиям. Целые проекционные стены, динамический свет и лазеры создают множество интересных эффектов, усиливающих впечатление от происходящего, на сценах концертных залов и на стадионах.

Натуралистически-бытовые декорации появились гораздо раньше — в конце XIX — начале XX в. Они возникли как противопоставление и отрицание бутафорски-фальшивого изображения мира на сцене, как следствие развития идей театрального реализма. На подмостках появились самые натуральные вещи — стулья, комоды, швейные машинки, взятые прямо из жизни. Они своей безусловностью подчёркивали правду происходящего на сцене.

В России этот тип сценографии обрёл свою вершину на сцене общедоступного Московского Художественного театра (МХТ) благодаря драматургии А. П. Чехова, заложившего основу современного театра.

Ярким примером стремления к правде и достоверности на сцене МХТ той поры может быть спектакль «На дне» реформатора театра к. С. Станиславского и художника В. А. Симова.

 

Противоположностью натуралистической сценографии стало создание зрительного образа спектакля благодаря игровой условности существования предмета на сцене. Любая вещь на сцене или её деталь приобретает тот смысл, который ей придаёт актер. Например, один и тот же кубик может благодаря отношению к нему актёра восприниматься зрителем то как стол, то как трон или пень. Такие декорации можно назвать игровыми, или условными (метафорическими).

Спектакль «А зори здесь тихие» художника Д. л. Боровского и режиссёра ю. п. Любимова в Театре на Таганке в Москве — яркий пример использования неограниченных возможностей такой сценографии. Борта грузовика в одной сцене предстают перед нами как автомашина, в другой — становятся деревьями, в третьей они же — стена бани и т. д.

В 20-е гг. XX в. появились архитектурно-конструктивные декорации, в которых зрительный образ рождался благодаря созданию и расположению на сцене различных конструкций: от простейших кубов, станков и лестниц до сложных архитектурных построений (чуть ли не зданий).

Художник Т. М. Швец. «Мёртвые души» Н. В. Гоголя

Такая сценография лаконична, пластически выразительна и поэтому часто встречается на современной сцене. Она как бы лишена быта и отделена от его вещизма. Спектакли в. э. Мейерхольда и А. я. Таирова — классика сценографии этого типа.

Деление декораций на упомянутые виды достаточно условно. В чистом виде в современных спектаклях они встречаются редко. Чаще всего мы видим их смешение, когда они дополняют друг друга, обогащая язык сценографического искусства.

Художник В. Я. Левенталь. «Дядя Ваня» А. П. Чехова

Среда, в которой действуют на сцене актёры, подобна громадной инсталляции или коллажу. Она может включать в себя настоящие вещи и бутафорию, живописные и графические росписи, фотографии и экранно-электронные проекции. Но выразительность оформления спектакля может быть достигнута даже без такого многообразия средств, а лишь при помощи самых простых мягких или жёстких декораций.

Декорационные элементы, которые могут использоваться в школьном спектакле: станки, ставки, ширмы, лестницы и т. д.

Мир, созданный художником на сцене, должен меняться прежде всего в связи с сюжетом спектакля, в котором действие может происходить в разных местах и в разные времена. Поэтому ещё в первых эскизах и в макете сценограф планирует способы изменения и трансформации декораций и света.

В старину изменения сценического оформления происходили благодаря перестановке декораций рабочими-монтировщиками, для чего специально закрывали занавес. Но это прерывало и тормозило самое главное — действие спектакля. Поэтому в современном театре изменения в сценографии происходят прямо на глазах зрителя или в темноте при помощи движения круга, штанкетов или пневматики сцены. Но часто оно осуществляется самими актёрами, передвигающими мебель, ширмы и т. п. Этот способ особенно востребован любительским театром. Только он должен быть приёмом актёрской игры и естественно входить в сценическое действие.

Простая, на первый взгляд, задача создания на сцене места действия начинает усложняться, если такых мест в спектакле не одно, а несколько, как в «Снежной Королеве»: тут и бедная комнатка бабушки, и пещера разбойников, и тундра, по которой герои мчатся на оленьей упряжке, и ледяной дворец.

Или как в «Гарри Поттере», где одно место действия в настоящем, другое — в прошлом, а третье вообще неизвестно где. Как же, каким способом обеспечить изменения на сцене?

Мир на сцене может включать в себя те или другие реальные предметы, но от этого он не становится равным окружающей нас действительности. Сценический мир условен и образен.

В бытовом интерьере все вещи предназначены для определённых целей: печка, чтобы топиться и греть, бочка — хранить воду, кровать — спать. Но вы прекрасно понимаете, что на сцене они существуют не для этих целей, а для создания иллюзии дома, его образа. Поэтому на сцене не нужен реальный потолок или стены с окнами, и вещи могут быть хоть реальными, но неработающими, а то и вовсе — бутафорскими или рисованными. Вообще, для создания сценического интерьера не требуется такого количества вещей, как в действительности.

Перед вами реальные интерьеры избы и гостиной. Какой вид они могли бы приобрести на сцене и какой минимум вещей вы бы оставили на сцене, чтобы создать их образ? Может быть, самовар — лавку — икону в красном углу, а может, главное — это бревенчатые стены? каждый из вас ответит на этот вопрос по-разному. И это будут разные сценографические решения.

В этом упражнении на минимизацию элементов бытового интерьера при создании его сценического двойника важно точно выбрать главные элементы, наиболее полно ассоциирующиеся с бытовым интерьером.

Таких элементов может быть немного (3-5 или 7).

Важно научиться свободно варьировать их, «отрывая их» от бытовой предназначенности. Тогда на сцене будут рождаться среда и пространство, имеющие игровой и образный смысл.

Эти упражнения построены на принципе деталь вместо целого и обращены к нашему воображению. Они помогают сценографическому пересотво-рению мира, когда мы узнаём корабль только по якорю и трубе, а избушку без стен и потолка узнаём только по одному очагу.

Условен на сцене и цвет. Если в реальности дерево имеет природный цвет, то на сцене оно может быть золотым (если мы хотим создать образ богатства) или белым (если хотим передать ощущение зимы), вообще цветовую гамму спектакля мы можем создавать не краской, а световой аппаратурой, например, если мы осветим белый задник в глубине сцены голубым светом да ещё дадим звук набегающих волн, то зрители поймут, что герои у моря. А когда в следующей сцене задник станет желтоватым и зазвучит шум дождя и проносящихся машин, то без всяких декораций мы сообразим, что действие происходит осенью в городе, тем более что в руках у героини зонт с прилипшим к нему осенним листом.

Выбрав элементы сценического оформления, мы должны расположить, скомпоновать их в пространстве сцены. Это расположение должно не только обозначать место действия, но как можно больше соответствовать тому, что происходит в эпизоде, и помочь актёрам правдиво жить в сценической среде, созданной вами. Размещая вещи на сцене, вы организуете пространство для игры и движения актёров. От того, как стоят стол и стул в этюде, во многом зависит выразительность актёрской игры.

Если предметы и актёры на сцене располагаются симметрично и фронтально, т. е. лицом к зрителю (как на рисунке справа), то это выглядит скучно и менее выразительно, чем то, когда они располагаются под углом к краю сцены (как на рисунках внизу). Здесь возникает больше возможностей для разнообразных и интересных мизансцен.

 

Организуя сценическое пространство, художник не только делает наброски, но и схематически изображает на плане сцены, что и где расположено. Из одних и тех же элементов могут быть выстроены различные по смыслу места действия (кабинет, парк, мастерская и т. д.).

В школьных спектаклях чаще всего используют живописный тип декораций, когда сценография сведена к нарисованному на заднике фону. Важнее же создание такого мира из декораций и вещей, при котором они стоят не позади, а перед актёрами, становясь их партнёрами в игре. Также учтите, что стремление к внешней похожести и правдоподобию в сценографии сужает простор для фантазии актёра и зрителя, что, пожалуй, самое главное в спектакле.

Задание

Учебно-исследовательское

Создайте аналитическую работу (индивидуально или коллективно) на тему «Искусство театрального художника». Приведите примеры различных типов оформления спектаклей, а также раскройте отличия бытовой среды от её сценического воплощения в спектакле.

Вопросы для самопроверки

  1. В чём заключаются основные задачи художника в театре? В чём главные отличия сценографии от живописи?
  2. Какие бывают типы декораций и каковы способы их трансформации?
  3. Какие способы сценографического решения любительского спектакля вы знаете? Раскройте на конкретном примере. В чём существо игровой, условно-метафорической декорации?

Здесь вы видите макеты и инсталляции, в которых воплощается образ школьных спектаклей, и творчески осваивается то, о чём было рассказано.

В проектах оформления своих спектаклей их авторы стремятся применять игровой способ трансформации декораций, ищут вещь, которая была бы многозначной и изображала бы в каждой сцене разное, а также применяют на практике принцип деталь вместо целого (например, вместо целого дома — только окно).

Лаконизму сценических решений полезно учиться на работах современных сценографов.

Задание

Творческое

Проектно-сценический практикум
«Театр — спектакль — художник»

После создания творческих групп и выбора театральной профессии:

  1. для художников: создание сценографической версии бытового интерьера: изба, вокзал, дворец и т. д. в упражнении «минимизация» (по выбранной или предложенной учителем картинке); создание образа места действия из трёх-четырёх вещей: стол, два стула и т. п. (в виде схемы на плане или в выгородке). В упражнении важно проявить понимание, что из одних и тех же элементов (табуреток, подушек, палок, колец и др.) могут быть созданы различные места действия; создание эскиза или макета проектируемого спектакля;
  2. для режиссёров-сценаристов: создание места действия в этюде из трёх элементов (в виде выгородки); сочинение сценического места действия (лес, море и т. п.) в актёрски-игровой форме (т. е. когда они играются актёрами при помощи различных предметов: веток, тканей и т. п.);
  3. для актёров: создание (вместе с режиссёром) образа места действия (лес, море, автострада и т. п.) в игровой форме.

Рейтинг@Mail.ru