Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы»

Цель актёрского искусства — лицедейство, игра, в которой ты превращаешься в кого-то другого. Конечно, это перевоплощение условно. Ты не становишься Ромео или Джульеттой, но живёшь на сцене их жизнью, их чувствами.

Существуют два способа актёрского перевоплощения: внешнее и внутреннее. Первое коренится в традициях театра представления, второе — в традициях театра переживания.

В театре представления актёр скрывается за личиной своего героя — маской — в прямом и переносном смысле. Он скорее представляет персонаж, изображает его характер и поведение, нежели живёт его жизнью. Вспомним героев Аркадия Райкина, персонажа Геннадия Хазанова «из кулинарного техникума», Ассисяя Вячеслава Полунина или бесконечную череду «масок», заполонивших нашу эстраду, — от Евгения Петросяна до «новых русских бабок».

Все они предстают перед нами как определённые типажи, в которых подчёркнуто обозначена какая-то одна человеческая черта. В создании игровой маски большую роль играют средства внешней выразительности: грим и пластика, особенности дикции и костюма.

Искусство внешнего перевоплощения, искусство маски и лицедейства тянется из глубокого прошлого и имеет свои истоки в древних языческих игрищах, в культурах разных стран. В Европе масочное лицедейство оформилось как театр представления в Италии. Масочные персонажи Карло Гоцци (Бригелла, Коломбина, Скапен) были носителями человеческих черт, профессий и были неизменны, кочуя из спектакля в спектакль.

Человек, прячась за маской, обретает большую свободу, он как бы скрывается за ней от зрителя, будто говоря: «Это не я, это он, мой персонаж». Маска неопытным актёрам часто помогает преодолевать зажим.

Драматургия XX в. потребовала от актёра иного типа игры, основанной на психофизике внутреннего перевоплощения в своего героя.

В театре переживания смыслом творчества актёра становится рождение на сцене полнокровного образа, когда зритель следит за развитием судьбы героя, изменениями его характера и происходит «воплощение на сцене жизни человеческого духа» (К. С. Станиславский). Правда актёрского существования основана здесь на тончайшей внутренней технике. Конечно, это остаётся театральной игрой, но использование средств внешней выразительности (костюм, парик и грим) в этом случае служит для воплощения динамично живущего образа, его жизненной и сценической характеристики.

Выразительность формы и стиля сценического костюма позволяет актёру зажить жизнью театрального героя. Точно найденная деталь помогает созданию образа, становится средством его характеристики.

Совсем не обязательно играть купца в настоящем овчинном тулупе. Бытовой костюм выполняет конкретную жизненную функцию: шуба — согревать, рыцарские доспехи — защищать, золотое платье королевы — показать её величие и богатство.

В театре же нужен их «образный двойник» — сценический костюм, который такая же театральная условность, как бутафорский трон или декорационные кубы и станки.

Сценический костюм и грим так же отличаются от своих бытовых прототипов, как сценические вещи отличаются от тех, которыми мы пользуемся в жизни.

Работа художника над костюмом начинается с эскиза, в котором уже должна быть заложена образная характеристика персонажа. Костюм решается в одном стиле со сценографией спектакля.

В школьном спектакле «Отпуск по ранению» А. Кондратьева видно стремление решить сценографию и костюмы, основываясь на единых сценических принципах и на одном стиле.

Костюм каждого персонажа создаётся с учётом единства стиля костюмов всех актёров спектакля.

Важный приём в создании костюма — через деталь. Совсем не обязательно образ мушкетёра решать, надев на актёра полную воинскую форму, достаточно стилизованного ремня, шпаги и шляпы, а для Миледи — накидки на плечи и юбки. Деталь костюма (шляпа, веер, вуаль, трость или шарф) особенно «играет» на фоне скромной одинаковой униформы актёрского ансамбля (например, джинсы и чёрная рубашка или белая футболка и т. д.). Такая одежда служит фоном, на котором рождается «костюмный» образ персонажа.

Есть такие сценические зрелища, в которых художником решаются только костюм и свет. Вспомните различные концерты и шоу, цирк и пантомиму. Там всё визуальное решение зрелища сосредоточено в облике актёра или певца.

Здесь приведены примеры костюмов, специально придуманных художником. А часто для создания сценического облика используется самая обыденная одежда: майки, кепки, тельняшки и т. п. На сцене или на эстраде, в шоу или на концерте это придаёт определённый стиль и колорит всему зрелищу. Вспомните, например, выступления известных вам рок-групп.

Грим — ещё одно активное средство внешней выразительности. Гримируясь, актёр придаёт тот или иной оттенок коже, подчёркивает линию бровей или «углубляет» глаза. Художник-гримёр придумывает грим (для создания определённого образа или сходства с историческим персонажем), подыскивает парики или накладки, создаёт причёску, наклеивает специальным клеем усы, бороды или бакенбарды. Ищутся украшения и детали, подчёркивающие образ героя (серьги или колье, платки или шляпы).

Это перевоплощение, создаваемое актёром вместе с художником, чрезвычайно эффектно, иногда даже составляет суть представления.

Создавать пробы грима и других средств внешнего перевоплощения очень полезно и интересно при помощи компьютера, взяв за основу фотографию, художник вместе с актёром могут моделировать облик персонажа во множестве вариантов. Внешний облик часто помогает понять внутреннее состояние.

Задание

Учебно-исследовательское

Создайте аналитическую работу (индивидуально или коллективно) на тему «Театральный костюм в театре и на эстраде». Рассмотрите роль костюма в театре представления и в театре переживания, а также раскройте отличие сценического костюма от бытового, значение сценического костюма в создании актёром образа персонажа.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие вам известны способы актёрского перевоплощения?
  2. В чём отличия сценического костюма от бытового? Как костюм помогает актёру в создании образа своего героя? Почему костюм является частью общего сценографического решения спектакля?
  3. Каковы способы трансформации костюма в любительском спектакле?

Костюм, придуманный художником, имеет смысл только в игре актёра.

То, как ведёт себя актёр в костюме, как двигается, как костюм помогает ему создать внешне и внутренне запоминающийся образ, — свидетельство успеха работы художника. Но в то же время это свидетельство мастерства актёра, сумевшего с помощью костюма добавить новые краски в жизнь своего персонажа.

В этюде «Проба на роль (кастинг)» предлагается импровизационно сыграть небольшой фрагмент из пьесы (две-тры фразы монолога, т. е. без партнёра). Для этюда выбирается яркий, эмоционально насыщенный момент (мольба, раздумье, отчаяние и др.). Актёру должно быть ясно, что ему надо сыграть в пробе, один и тот же отрывок могут играть разные актёры. Этот этюд может быть первым шагом к образу. Возможно ыспользованые в этюде костюма и иных деталей (трость, платок), добавляющих выразительности персонажу.

Полезно сделать компьютерную разработку разных вариантов грыма, причёскы и др. Актёрская работа оценивается по естественности поведения (умение выдеть и слышать без наигрыша и зажима), по правде реакции на происходящее в этюде.

Стремление неопытных актёров облачиться в настоящие костюмы, да ещё как можно более похожие на исторические, понятно. Но оно лишь следствие неумения перевоплощаться и идёт от неверия в предлагаемые обстоятельства, от недостатка фантазии, неуверенности в своих актёрских возможностях.

Правда игры происходит не от реальности королевского одеяния, а оттого, что ведёшь себя как король. Тогда даже тюлевая портьера, наброшенная на джинсовую курточку, будет восприниматься залом как лионские кружева.

В школьном спектакле велика роль фантазии режиссёра и художника. Костюмы можно создать из самых обыденных «бросовых» материалов: марли, фольги, сеток и др. (выбор материала, конечно, диктуется содержаныем спектакля). Большую роль в созданыы костюма играет принцып «деталь вместо целого».

Задание

Творческое

Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»:

После создания творческих групп и выбора театральной профессии:

  • для художников: создание эскизов костюма персонажа с учётом специфики сценического костюма и его отличий от бытового. Критерием успешности работы является достижение стилевого единства костюма и сценографии спектакля;
  • создание на компьютере вариантов грима и причёски персонажей будущего спектакля;
  • участие в подборе из имеющихся материалов костюма и выгородки (оформление) для этюда «Проба на роль»;
  • для режиссёров-сценаристов: сочинение и проведение этюда «Проба на роль», определение актёрской задачи и игровой ситуации при создании образа персонажа, использование средств внешней выразительности (костюм, грим, аксессуары), анализ естественности (органики) поведения и правды реакций актёров в предлагаемых обстоятельствах;
  • для актёров: создание образа в этюде-монологе «Проба на роль» с учётом задач и условий, предлагаемых режиссёром, реализация возможностей внутреннего и внешнего перевоплощения (при помощи костюма и грима).

Рейтинг@Mail.ru