Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Художник в театре кукол

Может быть, одно из самых ярких впечатлений детства у каждого из нас — это кукольный спектакль, посещение театра кукол. Вначале дома, играя с куклой как с живым существом, мы потом сохраняем это отношение и к театральным куклам. Но кукла в театре выводит нас за пределы детства и воспринимается уже как искусство лицедея-актёра и художника. Кукольный театр — единственный вид сценического искусства, где роль художника первостепенна, ибо каждая кукла — творение его рук.

Искусство театра кукол — одно из древнейших. Игра с куклой — это не только твоё детство, это детство человечества. Искусство кукольного театра, как и театра маски, имеет глубочайшие корни в культуре разных народов. Национальные традиции живут и развиваются в кукольных театрах Китая и Юго-Вос-точной Азии, Арабского Востока и стран Европы, Африки и Южной Америки. Они имеют свои традиции и каноны, которые часто действуют до сих пор.

Театральная кукла по своему воздействию на зрителя сравнима со своеобразной маской. И та и другая — застывшие и статичные, и за той и за другой скрывается актёр, оживляющий их.

Если материалом актёрского творчества в драме является сам актёр, его тело, то в кукольном театре этот «телесный материал» рождается художником. Он создаёт и лик персонажа, и его суть, задавая этим стиль игры, кукловождения и во многом определяя режиссуру спектакля.

Даже самая простая кукла, кажущаяся на первый взгляд игрушкой, пустяком, — маленькая тайна. Когда видишь до начала представления висящие или лежащие в странных позах куклы, будто застывшие в загадочном, нереальном сне, да ещё в полутьме костюмерной, тебя невольно охватывает трепет. С застывшими лицами и безвольно повисшими телами, они не куклы, а призраки, ждущие, когда в них вдохнут душу и они превратятся в Мальвину или Пьеро, пса Артемона или кота Базилио.

По способам работы с театральными куклами различают куклы перчаточные, тростевые, марионетки и др.

В соединении искусства художника и актёра заключена тайна жизни куклы. И только для Карабаса-Барабаса здесь нет таинства, а есть лишь дрянной кукольный народец, которому всегда нужна плётка!

Конечно, художник не только делает кукол, но и выполняет весь спектр сценографической работы: живописные декорации, плоскостные или объёмные элементы игрового пространства и бутафорию (включая занавес, ширму и другие специфические элементы кукольного представления).

Перед художником и в кукольном театре стоит задача добиться единства изобразительного стиля облика куклы со всем остальным оформлением спектакля, свет и всякие пиротехнические трюки тоже занимают значительное место в создании впечатляющего зрелища, которое захватывает и маленького, и взрослого зрителя.

Кукольный спектакль сегодня — это совсем не обязательно детская сказка. Современный театр кукол поражает многообразием жанров, экспериментами и поисками игровых сценических форм: сочетанием ростовых кукол (кукол в рост человека и более) и актёров, теневого театра и джаза, соединением световых и компьютерных эффектов. На этом игровом многообразии строится особая драматургия, для которой требуется художник, стремящийся раскрыть новые горизонты древнейшего театрального жанра — игры с куклой.

Раньше в России в городах была очень сильна традиция домашних семейных театров, а в деревнях — традиция народных праздников и игр. Театральное представление даёт возможность возродить эти естественные творческие связи дома, в кругу друзей. Горизонты этих игр расширились и вбирают в себя сегодня не только скромные семейные кукольные спектакли для малышей, но и молодёжные перформансы. Твоя фантазия может воплотиться и в сказку для малышей, и в сценарий для школьного вечера, где всегда есть место и куклам — этим вечно веселящим нас актёрам.

На фотографиях — сцены из современных кукольных представлений с применением разных игровых форм, технологий и спецэффектов

Перед создателями любительских кукольных спектаклей стоят те же творческие задачи, что и перед профессионалами (различие в технических возможностях). Не цеха, а вы сами создаёте и кукол, и всё оформление.

На школьных подмостках мы видим теневой театр и больших кукол с актёрами-кукловодами. Используются плоскостные и объёмные куклы, сделанные со знанием правил бутафории и техники папье-маше. Чем разнообразней «игровой язык», тем выразительней и интересней кукольный спектакль!

Чаще всего куклы в таких спектаклях — перчаточные, а актёры работают за ширмой. Однако всё чаще появляются другие формы игры актёров с куклой, например в концертных миниатюрах, в шоу «Театр моды» и т. д.

Задание

Учебно-исследовательское

Создайте аналитическую работу (индивидуально или коллективно) на тему «Театр кукол — не только для маленьких!». Рассмотрите особое место этого жанра в жизни людей всех возрастов, а также раскройте значимость художника в нём и особую роль куклы, маски для обретения любителями-актёрами игровой свободы.

Работу выполните в форме реферата или устного сообщения (с привлечением иллюстративного материала из книг, журналов или Интернета). Сделайте презентацию своей работы.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие виды театральных кукол и жанров вы знаете? (Проиллюстрируйте жанровое многообразие и зрелищную специфику театра кукол на примере кукольных сценок, сделанных вами вместе с двумя-тремя одноклассниками.)
  2. Почему роль художника в театре кукол столь значительна?
  3. В чём общее и различное между драматическим и кукольным спектаклями? Как устроить и провести простейший любительский детский кукольный спектакль?

Куклы в хорошем спектакле через некоторое время воспринимаются как живые. Но у куклы есть ещё одно волшебное свойство. Она, подобно маске, может раскрепощать актёра, как бы помогая ему скрываться за ней (мол, это не я, а он). Пользуясь этим преимуществом кукольного театра, постройте этюд на органику диалога с куклой как с реальным партнёром.

Естественно разговаривать с партнёрами на сцене, произнося чужой текст как свой, — сложная часть актёрской игры. Органично вести диалог несколько легче тогда, когда текст импровизированный, т. е. сочиняется тобой самим в ходе общения, общение может быть как с реальным партнёром, так и с воображаемым — с куклой. Произнося импровизационный текст по мотивам какого-либо рассказа или пьесы, сказки, попробуйте правдиво проживать состояние своего персонажа, а не «пробалтывать» текст.

В этюде вы можете играть две роли, будучи актёрски единым в двух лицах.

Простейшая кукла или даже шарик, надетый на палец, превращается в живого человека, потому что артист относится к нему как к живому существу. На него можно сердиться, его можно бранить или жалеть, и мы — зрители — начинаем видеть в нём то малышку, то злого разбойника, то шекспировскую Джульетту.

Поэтому неважно, движется ли кукла на тростях, перчаточная ли она, маленькая или ростом с кукловода, спрятан ли артист за ширмой или манипулирует куклой на наших глазах, — всё дело в вере зрителя и в этом магическом если бы. Вспомните свой игровой опыт в казаки-разбойники или в дочки-матери, когда любая деревяшка или кукла благодаря вере в неё и фантазии обретала жизнь.

Вот и сейчас, правдиво общаясь с куклой, вы обретаете партнёра по диалогу!

Задание

Творческое

Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»:

  • для художников: создание эскиза куклы для этюда и подбор материала для фантазийного кукольного партнёра в этюде (шарик, пробка, ложка и т. п.);
  • для режиссёров-сценаристов: подготовка сюжетного и текстового материала для диалога актёра с куклой; сотрудничество с актёром и художником;
  • для актёров: импровизационный диалог с куклой (един в двух лицах); достижение органики общения в импровизационной (или текстовой) игре с куклой (от своего лица или в образе персонажа), реализация всего наработанного актёрского багажа (умение слушать, оценивать событие и т.д.).

Рейтинг@Mail.ru