Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

Учебник для 5 класса
/Виленкин/

Математика

       

39. Микрокалькулятор

Для удобства и быстрого выполнения вычислений в настоящее время используют микрокалькуляторы (рис. 156). С их помощью можно выполнять арифметические действия — сложение, вычитание, умножение и деление. Чтобы микрокалькулятор работал, надо перевести переключатель питания в положение «ВКЛ». При этом активизируется индикатор (говорят также «экран», «табло»). Ниже индикатора расположена клавиатура, на которой есть клавиши с изображением цифр и клавиши с обозначением действий.

Рис. 156

Если нажать клавишу с цифрой 6, то эта цифра высветится на индикаторе. Чтобы ввести в микрокалькулятор натуральное число, надо нажимать клавиши с цифрами этого числа по порядку, начиная со старших разрядов.

Например, чтобы ввести число 8403, надо по порядку нажимать клавиши с цифрами 8, 4, 0, 3. Тогда на индикаторе высветится число 8403.

Чтобы ввести десятичную дробь, надо сначала ввести целую часть этой дроби, потом нажать клавишу с точкой (она заменяет запятую) и, наконец, ввести дробную часть, начиная с разряда десятых.

Например, чтобы ввести число 78,309, надо по порядку нажать клавиши с цифрами 7, 8, потом клавишу с точкой, а затем клавиши с цифрами 3, 0, 9.

На индикаторе получим 78.309.

Чтобы сбросить число с индикатора, нажимают клавишу с буквой С (сброс).

Чтобы сложить, например, числа 941,3 и 714,9, надо выполнить следующую программу действий:

  1. Ввести в калькулятор число 941,3.
  2. Нажать клавишу +.
  3. Ввести число 714,9.
  4. Нажать клавишу =.

На индикаторе высветится ответ 1656.2. Эту программу коротко записывают так: 941,3 [+] 714,9 [=].

Вычитание из числа 941,3 числа 714,9 делается почти так же, только в команде 2 надо нажать не клавишу [+], а клавишу [-]. После выполнения программы получаем ответ 226.4.

Чтобы найти произведение чисел 941,3 и 714,9, надо в команде 2 нажать клавишу [x], а для нахождения частного 941,3 : 714,9 в той же команде надо нажать клавишу [÷|.

Если результат вычисления содержит больше цифр, чем помещается на индикаторе, то высвечиваются лишь старшие разряды, а остальные цифры ответа пропадают, округление не производится.

Замечание. Вместо клавиши [=] на последнем шаге программы можно нажимать любую из клавиш [+], [-], [x], [÷]. На индикаторе высвечивается тот же ответ, а микрокалькулятор настраивается на выполнение соответствующей операции над числом, высвеченным на экране.

Пример 1. Выполним действия: (30,78 + 25,38) • 54,21.

Решение. Выполняем программу:

30,78 [+] 25,38 [х] 54,21 [=].

На индикаторе высвечивается ответ 3044.4336.

Вопросы для самопроверки

  • Объясните, как вводят в микрокалькулятор натуральное число.
  • Как ввести десятичную дробь?
  • Как сложить с помощью микрокалькулятора два числа?
  • Как вычитают с его помощью? Как умножают? Как делят?

Выполните упражнения

1536. Прочитайте показание на индикаторе (рис. 157):

Рис. 157

1537. Введите в микрокалькулятор числа:

20 000; 45 897; 3,9045; 0,000761.

После введения каждого числа не забывайте сбрасывать предыдущее число.

1538. Выполните с помощью микрокалькулятора действия:

  • а) 39,614 + 89,213; 560,98 + 1039,71; 0,0876 + 0,0876; 0,0876 + 0,91469; 24 714 395 + 39 623 008;
  • б) 98,542 - 67,413; 714,932 - 521,081; 0,09854 - 0,05421; 76 539 086 - 22 612 007;
  • в) 24,15 • 39,52; 1,987 • 2,608; 0,5637 • 0,451; 0,0567 • 2,371;
  • г) 18,324169 : 3,427; 621,83538 : 24,501; 673 074,72 : 941,1.

1539. Выполните письменно, а потом проверьте ответ с помощью микрокалькулятора:

  • а) 45,614 + 20,542;
  • б) 510,78 - 248,81;
  • в) 76,2 • 2,45;
  • г) 821,1 : 34,5.

1540. С помощью микрокалькулятора найдите значение выражения:

  • а) 412,89 + 306,24 - 678,59;
  • б) 8,508 + 9,439 - 2,524;
  • в) 0,769 • 5,142 • 3,71;
  • г) 9,725 • 1,06 : 3,89;
  • д) 24,78 • 51,8 + 248,713;
  • е) 871,017 : 5,05 - 11,376;
  • ж) (280,65 + 317,25) • 4,24;
  • з) (953,54 - 396,41) : 75,8 • 4,12.

1541. Вычислите устно:

1542. Выполните деление:

1543. Найдите:

  • а) 0,01 числа 50;
  • б) 0,07 числа 300;
  • в) 0,6 числа 40;
  • г) 0,25 числа 36.

1544. Каким одним действием можно:

  • а) уменьшить число в 10 раз; в 100 раз?
  • б) увеличить число в 100 раз; в 1000 раз?

Приведите примеры.

1545. На первом участке пути автомобиль двигался 3 ч со скоростью 40 км/ч, а на втором — 1 ч со скоростью 60 км/ч. Какова средняя скорость автомобиля на всём пути?

1546. Составьте задачу по числовому выражению:

  • а) (2,6 + 2,8) : 2;
  • б) (3,8 + 3,7 + 3,6) : 3.

1547. Найдите четвёртое число в последовательности:

  • а) 2; 4; 16; ?;
  • б) 3; 9; 81; ?;
  • в) 6; 3; 1,5; ?;
  • г) 0,1; 0,5; 2,5; ?.

1548. Найдите среднее арифметическое чисел:

  • а) 81,242; 65,312; 412,54; 94,376;
  • б) 71,3; 25,7; 39,8; 12,9; 56,4.

1549. Теплоход прошёл 70 км по реке за 2 ч и 90 км по озеру за 3 ч. С какой средней скоростью прошёл теплоход весь путь?

1550. Овощевод-опытник снял с одного куста помидоров 12 плодов по 250 г, 10 плодов по 330 г и 8 плодов по 210 г. Найдите среднюю массу одного помидора.

1551. Среднее арифметическое четырёх чисел 6,7. Первое равно 2, второе в 1,2 раза больше первого, а третье меньше четвёртого в 1,5 раза. Найдите третье и четвёртое числа.

1552. Пассажирский поезд прошёл путь от одной станции до другой со средней скоростью 67 км/ч. Вначале он шёл 4 ч со скоростью 59,5 км/ч, а затем увеличил скорость и прибыл на вторую станцию через 3 ч. Найдите скорость поезда на втором участке пути.

1553. Серёжа стал на велосипеде догонять Наташу, идущую пешком, когда между ними было 600 м, и догнал её через 4 мин. Найдите скорость, с которой шла Наташа, если её скорость в 4 раза меньше скорости Серёжи.

1554. С двух грядок, общая площадь которых 40,5 м2, получили 137,7 кг моркови. Сколько килограммов моркови собрали с каждой грядки, если площадь одной из них на 4,5 м2 меньше, чем площадь другой, а урожайность одинакова?

1555. Запишите в виде равенства предложение:

  • а) 5п на 8,11 больше п;
  • б) утроенное а на 5,18 больше а;
  • в) разность m и 9,11 в 4 раза меньше их суммы.

1556. С помощью микрокалькулятора вычислите значение выражения:

  • а) 78,627 + 3,081;
  • б) 735,24 - 261,87;
  • в) 41,65 • 85,38;
  • г) 62,14 : 9,241;
  • д) 508,3 + 891,4 : 35,4;
  • е) 92,5 • 11,6 - 429,15.

1557. Найдите с помощью микрокалькулятора объём прямоугольного параллелепипеда по формуле V = abc, если

а = 2,81 дм; b = 1,76 дм; с = 4,9 дм; ответ округлите до сотых.

1558. Два поезда одновременно вышли навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 495 км. Через 3 ч они встретились. Какова скорость каждого поезда, если известно, что скорость одного из них на 5 км/ч больше скорости другого?

1559. Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу из двух посёлков, расстояние между которыми 76 км. Через 2 ч они встретились. Какова скорость каждого велосипедиста, если известно, что скорость одного из них в 1,5 раза больше скорости другого?

1560. Выполните действия и проверьте ответ с помощью микрокалькулятора:

((4 : 0,128 + 14 628,25) : 1,011 • 0,00008 + 6,84) : 12,5.

Рейтинг@Mail.ru