Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник для 7 класса
/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская/

Музыка

       

Образ Кармен

Образ Кармен получает своё развитие в нескольких номерах балета. Первая встреча с Кармен происходит в «Танце» (№ 2), в безудержном движении которого раскрывается ее страстность. (В опере эта музыкальная тема открывает народный праздник - корриду.) Таней начинается с постепенного усиления звучания всего оркестра. Тем же приемом изменения динамики - её угасания танец заканчивается.

«Выход Кармен и Хабанера» (№ 5) - центральная характеристика Кармен. Выход главной героини у Щедрина - своеобразное вступление к Хабанере — строится на повторении короткого мотива (в опере это речитатив), который, постепенно расширяясь, захватывает большое звуковое пространство. Звучание при этом усиливается до ослепительного ƒƒƒ — фортиссимо (очень громко), а затем быстро затихает. Хабанера в исполнении Кармен — это дерзкий танец-вызов. Испанский колорит образа подчеркивается ударными инструментами, имитирующими звучание кастаньет.

В «Болеро» (№ 8) — этом наполненном безостановочным движением коротком танце — Кармен находится в окружении народа. Композитор с особой силой передает импульсивность, непокорность цыганки, изменчивость ее нрава.

«Дуэт Тореро и Кармен» (№ 10) следует без перерыва после музыкальной характеристики Эскамильо - «Тореро» (№ 9). Призрачная робкая тема звучит тихо и, словно обессилев под тяжестью страстного и мучительного чувства, постепенно никнет. В какой-то момент она опять набирает силу (крешендо), но обрывается. И начинается вторая волна ее развития, которая также не приводит к кульминации. Красочные всплески оркестровых звучностей - шеточки, вибрафон, ударные - усиливают эффект нереальности этого тихого, нежно-интимного диалога Кармен и Тореро. Мелодические звучности становятся все короче, тише и постепенно истаивают.

«Сцена гадания» (№ 12) — новый этап характеристики Кармен в балете Щедрина. Здесь композитор обращается к жанру пассакальи (от испанского pasar — проходить и callc - улица — музыка торжественно-траурного характера), чтобы подчеркнуть смертельную тоску и ужас Кармен.

Сцена начинается с резких звучностей предвещающих трагическую развязку на фоне сумрачного аккордового сопровождения оркестра у виолончелей звучит тема Кармен («Уж если карты мне ответ неверный дали»). Повтор темы усиливается низкими тревожными звучностями аккомпанемента, мелодию ведут струнные инструменты, по эмоциональному строю близкие человеческому голосу. Напряжение усиливается, вновь возникает обрывочная тема роковой страсти Кармен.

  • Спойте темы Кармен из опере Бизе.
  • Послушайте музыкальные характеристики Кармен в балете. Какие знакомые темы вы услышали? Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин образ Кармен? Что отличает звучание музыки Щедрина от оперных номеров?
  • В чем проявляется оригинальность звучания оркестра Щедрина?
  • Рассмотрите изображения Кармен на иллюстрациях. Каким музыкальным характеристикам героини они соответствуют? Почему?

Рейтинг@Mail.ru