Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник для 7 класса
/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская/

Музыка

       

Сюжеты и образы духовной музыки

«Каждый человек, - писал священник Александр Мень, - даже если он не знает о Боге или отрицает Его — в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы существовать».

К этому обращены лучшие творения религиозной и светской музыки — не только произведения, написанные для исполнения в церкви, где храмовое действо усиливает воздействие слова и музыки, но и вокально-драматическое творчество русских и зарубежных композиторов, с которым мы встречаемся в концертных залах. К таким произведениям относятся и «Реквием» В.-А. Моцарта, и «Духовный концерт» С. Березовского, и хоралы, кантаты, оратории, мессы И.-С. Баха, и «Всеношная» С. Рахманинова. Разнообразны музыкальные жанры. представляющие духовные образы сегодня.

И.-С. Бах

«Цель музыки — трогать сердца» — эти слова принадлежат Иоганну Себастьяну Баху (1685-1750), великому композитору XVIII в. Многочисленные обязанности Баха — придворного композитора, органиста, руководителя церковного хора и оркестра, педагога-музыканта - вызвали к жизни произведения, предназначенные для исполнения во время церковных богослужений, музыкальных празднеств, на публичных концертах, вечерах в придворных салонах.

Бах ни на один день не расставался со своей родиной - Германией. Его музыка впитала в себя лучшне национальные черты немецкого народа. В то же время она вот уже много столетий волнует исполнителей и слушателей. И это связано с тем, что Бах искренне раскрывает в своих сочинениях мысли и чувства, которые созвучны людям прошлого и настоящего, в его музыке скрыты такие смыслы которые выходят за пределы времени и пространства, чтобы стать языком всех времён и народов.

Интерес к музыке Баха не угасает и сегодня. Известно множество интерпретаций его сочинений.

  • Спойте и послушайте в записи фрагменты знакомых вам сочинений Баха. Какие чувства и мысли вызывает у вас эта музыка?
  • Послушайте два произведения Баха - «Шутку» из Сюиты № 2 для флейты и струнного ансамбля и Фугу № 2 из «Хорошо темперированного клавира». Сравните эти сочинения. Что их объединяет, а что различает?
  • Послушайте эти сочинения в современных интерпретациях. Какие новые черты по сравнению с оригиналом вы услышали в этих обработках классических произведений?

Рейтинг@Mail.ru