Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник для 7 класса
/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская/

Музыка

       

Образы «Вечерни» и «Утрени»

«Всеношное бдение» Рахманинова тралииионно по построению и состоит из двух циклов песнопений, образующих «Вечерню» и «Утреню». В нем 15 номеров (частей), большая часть которых основана на подлинных знаменных распевах, обогащенных композитором новыми голосами и мелодическими линиями. Удивительно сочетаясь, они то растекаются светлоструйными ручейками, то образуют единый мощный звуковой поток, то воспаряют в заоблачную высь, то погружаются в глубины мироздания.

В первых семи номерах «Вечерни» преобладает мягкая звучность, лиричность. Исключение составляет «Приидите, поклонимся» (№ 1) — своеобразный эпиграф-приглашение, звучащий торжественно и строго, как вступление к действию. Песнопение «Ныне отпущасши» (№ 5) подобно умиротворенной колыбельной. Знакомый вам хор «Богородице Дево, радуйся» (№ 6) завершает цикл «Вечерни».

Проникнутую лирическим настроением и тихой молитвенностыо «Вечерню» сменяют динамичные, с яркими тембровыми контрастами, подчеркнутой ритмикой и могучими кульминационными подъемами песнопения «Утрени». Они несут в себе энергичное, эпическое начало, напоминая интонации былинных сказов и фресковые композиции. Активно и утверждающе звучит хор «Хвалите имя Господне», построенный на короткой попевке знаменного распева.

Утренний благовест сообщает радостную приподнятость душе человека, который вступает в грядущий день.

«Всеношная» создана для храма. А храм этот, по словам известного хорового дирижера В. Чернушенко, — вся Россия, с лазурным куполом неба, с неоглядным раздольем полей и лесов, с иконостасом, где запечатлены лики и деяния святых - лучших сынов ее, с добрым, умным, красивым народом...

Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим.

Объединяет и нас - в любви и преданности земле своей.

  • Вслушайтесь в звучание хора «Приидите, поклонимся». Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
  • Спойте мелодию этого хора и сравните ее с главной темой Концерта № 3 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. Что в них общего?
  • Какой смысл несет в себе полифоническое звучание хора «Ныне отпущаеши»? Что вносят в характер звучания глубокие мужские голоса (басы), а что - высокие светлые женские голоса (сопрано)?
  • В каком из хоров «Всенощной» можно услышать черты гимнического распева, а какие ее части близки к лирической песне?
  • В чем заключается драматургическое развитие музыки «Всенощной»? Какие части объединяются по принципу жанрового контраста, сопоставления различных эмоционально-образных сфер, основаны на повторности интонаций, сочетании полифонии и аккордового склада письма?
  • Как вы считаете, почему «всенощную» С. Рахманинова, как и «высокую мессу» И.-С. Баха, считают вершиной мировой музыкальной культуры?

Рейтинг@Mail.ru