Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник для 7 класса
/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская/

Музыка

       

Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

Музыкальные зарисовки для большого
симфонического оркестра

Вечные вопросы жизни и смерти, любви и ненависти, бесконечное стремление людей к правде, добру, красоте будут волновать композиторов и художников, читателей и зрителей, пока будет жив человек. Вот почему уже несколько веков пьеса «Ромео и Джульетта» великого английского драматурга У. Шекспира не сходит с театральных подмостков. Начиная с 1595 г. ее постановки были необыкновенно популярны в Англии. В XIX в. пьсса «Ромео и Джульетта» играли по многих городах России.

Появилось и несколько музыкальных версий этой трагедии — произведений, написанных в самых разных жанрах. В шестом классе вы познакомились с одноименными Уверлорой-фантазией П. Чайковского, балетом С. Прокофьева, мюзиклом Л. Бернстайна, музыкой из кинофильмов режиссеров Ф. Дзиферелли и Б. Лурманна.

Д.Б. Кабалевский

Одной из наиболее известных постановок на шекспировский сюжет стал спектакль Театра им. Е. Вахтангова (1956). Музыку к нему написал известный отечественный композитор Дмитрий Борисович Кабалевский (1904—19X7).

Музыка явно выходила за рамки сопровождения к драматическому спектаклю, и композитор решил составить многочастный цикл — музыкальные зарисовки к трагедии Шекспира для большого симфоческого оркестра, который часто называют симфонической сюитой.

Жанр музыкальных зарисовок свидетельствует о живописности музыки, близости её к изобразительному искусству.

  • Послушайте три фрагмента из музыки Д. Кабалевского: «Утро в Вероне» (№ 2), «Шествие гостей» (№ 4), «Встреча Ромео и Джульетты» («Лирический танец», № 6).
  • Каким видит композитор утро в средневековом городе? Предвещает ли эта сцена трагический исход истории о юных влюбленных? Какова жанровая основа этой сцены?
  • С какими героями трагедии Шекспира связаны маршевые, уверенные, надменно-высокомерные, тяжеловесные интонации, упругие пунктирные ритмы, мрачные звучности оркестра в «Шествии»?
  • Почему для выражения трогательного чувства юных влюбленных композитор избирает песенный тип изложения музыкальной мысли? Почему повторение первоначальной мелодии в третьей части сцены создает ощущение обреченности, безысходности?
  • Сравните музыкальные образы симфонической сюиты «Ромео и Джульетта» Кабалевского с образами одноименных увертюры-фантазии Чайковского, балета Прокофьева, мюзикла Бернстайна. Что в них общего, что их различает?
  • Запишите в «Творческую тетрадь» отрывки из трагедии Шекспира, созвучные прослушанным частям сюиты. Нарисуйте эскизы декораций (костюмов) для их театральной постановки.

Рейтинг@Mail.ru