Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник для 7 класса
/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская/

Музыка

       

«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке

Сюита (от фр. suiie - ряд, последовательность) существует с XVI в. относится к многочастным циклическим формам инструментальной музыки, так же как возникшие позднее соната и симфония. Сюиту можно сравнить со сборником рассказов, в отличие от симфонии — более динамичной, цельной, подобной роману. Сюита состоит из нескольких самостоятельных частей - танцев, обычно контрастируюших между собой и объединенных общим художественным замыслом.

В 1-й половине XVIII в., когда клавирное искусство достигло своего расцвета, сюиты превратились в музыку для слушания. Их стали предварять прелюдии, в них включались инструментальные арии. Возникли сюиты, состоящие из программных пьес-картинок.

Во 2-й половине XVIII в., во времена Гайдна. Моцарта, Бетховена сюита уже воспринималась как нечто старомодное. Хотя легкие развлекательные оркестровые сочинения венских классиков (дивертисменты, серенады) написаны в форме cюит например знакомое вам «Рондо» из «Малеленькой ночной серенады» В.-А. Моцарта.

В XIX в. мода на сюиту возродилась, русские композиторы XIX в. также сочиняли сюиты. Вам знакомы отдельные пьесы из фортепианной cюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского, симфонической сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, сюиты для оркестра «Моцартиана» Чайковского. У него же впервые появились сюиты из музыки балетов. Они стали звучать независимо от театра, как самостоятельные симфонические произведения. В XIX в. возникли сюиты из кинофильмов.

А. Шнитке

«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке является еще одним примером «путешествия во времени». Она состоит из пяти частей: 1) Пастораль; 2) Балет; 3) Менуэт; 4) Фуга; 5) Пантомима. Композитор, уделяя особое внимание танцевальности и пластике движений по новому обобщает жанровую основу сюиты.

  • Послушайте «Сюиту е старинном стиле» А. Шнитке. Запишите в «Творческую тетрадь» особенности музыкальных образов каждой из этих частей. Что их делает не похожими друг на друга? Что между ними общего?
  • Как строится диалог солирующей скрипки и аккомпанирующего ей фортепиано? Сравните, как они взаимодействуют в «Сюите в старинном стиле», а как в «Concerto grosso».

Рейтинг@Mail.ru