Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник для 7 класса
/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская/

Музыка

       

Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена

Людвиг ван Бетховен (1770—1826) — великий представитель классического направления в музыке. В то же время для его творчества характерны черты романтизма, свойственные музыке XIX в. Музыка Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические настроения. В фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь человека, со всеми eго душевными переживаниями, страстями, конфликтами, которые нашли свое отражение в процессе развертывания музыкальных тем, в борьбе идей, выраженных в звуках.

Название Сонаты № 8 - «Патетическая» - принадлежит самому Бетховену. Патетический - значит страстный, взволнованный, полный воодушевления, подъема.

Соната состоит из трех частей. Контрастное сопоставление тем, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер. В отдельных моментах Сонаты № 8 фортепиано по силе и сложности техники игры звучит подобно оркестру.

Л. Бетховен

Необычно начало сонаты. Быстрой музыке I-й части предшествует обширное медленное вступление. Именно в нем возникает первое противопоставление образов — источник конфликтности. Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех ее частях.

Контраст между трагедийностью вступления, бурным драматизмом главной партии и душевной лирической взволнованностью побочной темы определяет дальнейшее развитие сонаты, все части которой интонационно родственны. Из темы вступления вырастает главная тема (или, как говорят, главная партия) 1-й части, а из побочной — тема рондо 3-й части (финала).

Необходимым этапом развития становится медленная и певучая 2-я часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого. Применяя принцип варьирования, композитор обогащает раздумья все новыми деталями, дополнительными штрихами.

Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению этой части является быстрая и взволнованная 3-я часть.

  • Послушайте 1-ю часть Сонаты № 8. В каких разделах сонатной формы вновь появляются интонации вступления? Какую роль тема вступления играет в разработке и последующем развитии музыки? Как завершается 1-я часть?
  • Спойте главную тему финала. Проследите по компьютерной графике за ее развитием. Из какой темы 1-й части она вырастает?

  • Послушайте 2-ю и 3-ю части Сонаты № 8. Как меняется состояние героя в каждой из них? В какой части музыка скорее выражает напряжение мысли, а в какой передает действие?
  • Каким предстает в этой музыке человек? Чувства, мысли, переживания каких известных вам персонажей литературных произведений, кино, театра могла бы выразить эта музыка?
  • Какую мысль в целом утверждает композитор, прибегая к рондообразности построения финала?
  • Сравните начальные интонации Сонаты № 8 Бетховена и Этюда № 12 Шопена. Что их объединяет?
  • Страстно, возвышенно, строго, спокойно, мечтательно, пафосно, призывно, тяжело, величаво, благородно - такие слова часто употребляют для характеристики музыки романтиков: Шуберта, Шопена, Листа и др. Какими иэ этих слов можно охарактеризовать музыку Бетховена? Аргументируйте свое мнение.

Рейтинг@Mail.ru