Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Учебник для 7 класса
/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская/

Музыка

       

Соната № 2 С. Прокофьева

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953) — композитор, пианист и дирижер — начал заниматься музыкой с пяти лет, а в тринадцать, имея большой багаж написанных сочинений, поступил в Петербургскую консерваторию. В 1912 г.. в период учебы в консерватории, он написал Сонату № 2 для фортепиано. Эта соната принадлежит к числу высших достижений молодого композитора. В ней слышна почти беспрерывная смена контрастных образов и состояний: жизнерадостных, полных задора и нежно-певучих, лирических.

Это похоже на то, как в остро динамичной театральной пьесе или в кинофильме быстро сменяются кадры. В этой сонате чувствуется рука будущего музыкального драматурга, сочинившего оперу «Война и мир», «Золушка» и «Ромео и Джульетта», семь симфоний и многое другое.

С. Прокофьев

Творчество Прокофьева - образец новаторства. Фортепианные сочинения молодого композитора - это результат небывалого взлета творческой энергии музыканта, смелого эксперимента, в котором изумляет все: оригинальность музыкального языка - изломы мелодики и напор «тонизирующих» ритмов, жесткие гармонии, аккорды, изукрашенные чужеродными звуками (тонами), и неизменная классическая стройность и ясность формы.

  • Послушайте главную тему 1-й части Сонаты № 2 С. Прокофьева.
  • Спойте мелодию побочной партии 1 -й части и послушайте в записи ноты:

  • Подберите словесные характеристики к основным темам 1-й части.

Руки С. Прокофьева

В экспозиции, кроме главной и побочной тем, есть еще две другие - связующая и заключительная темы. Остроумно и необычно построена разработка. Здесь, как в оперном или балетном спектакле, свободно сменяются контрастные «сцены»; появление побочной темы подобно любовному ариозо (от итал. arioso — небольшая оперная ария) или балетному адажио (от итал. adagio, в балете - лирический дуэт главных героев).

  • Послушайте 1-ю часть Сонаты № 2. Пользуясь условной схемой строения сонатного аллегро, запишите свои впечатления в «Творческую тетрадь». Какие приемы развития образов Сонаты использует Прокофьев?
  • Какие темы экспозиции получили развитие в разработке? Как звучит кульминация? Какая тема звучит в коде 1-й части?

  • Представьте себя режиссером театрального спектакля, в котором будет звучать музыка 1-й части Сонаты № 2. Образы каких героев, по вашему мнению, рисует музыка?

Рейтинг@Mail.ru