Читать онлайн
учебники на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Учебник для 7 класса
/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская/

Музыка

       

«Плач Ярославны»

Поэтичный образ жены князя Игоря Ярославны рисует А. Бородин в IV действии оперы. В музыкальной характеристике Ярославны композитор не использовал подлинно народные мелодии, но она пронизана народными интонациями древних песенных жанров плача, причета (причитаний).

  • Спойте мелодию вступления к «Плачу Ярославны». Какие интонации лежат в основе этой мелодии? На какое эмоциональное состояние настраивает слушателей вступление к «Плачу?» На каких музыкальных инструментах можно было бы наиболее выразительно сыграть эту мелодию?

Мелодию вступления, как будто выросшую из молчания опустошенной врагами родной земли, подхватывает голос Ярославны. Интонации голоса и деревянных духовых инструментов оркестра (флейты, кларнета) словно переплетаются в скорбном диалоге.

  • Послушайте «Плач Ярославны». К каким силам природы обращается героиня за помощью? В каких знакомых вам литературных произведениях вы уже встречались с приемом поэтизации природы?
  • Какие эпизоды чередуются в песне-плаче? Какие выразительные средства музыки подчеркивают их сходство, а какие различие?

  • Какая знакомая мелодия звучит в средней части этой музыки? Почему она введена в развитие образа этой темы? Какие черты образа подчеркивает композитор этой темой? Спойте ее.
  • Сравните «Плач Ярославны» с фрагментом «Мертвое поле» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» и «Песней Сольвейг» Э. Грига из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Выявляя интонационно-жанровые особенности музыки, докажите их сходство и стилевые различия.
  • Что роднит женские образы, запечатленные на картинах различных художников?

Рейтинг@Mail.ru