Читать онлайн
учебники на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Учебник для 7 класса
/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская/

Музыка

       

В музыкальном театре. Опера

Драматургия, драматический — эти слова образованы от слова драма. Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщенно передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение и т. п. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Именно на этом основана драматургия и литературно-театрального жанра, и музыкального спектакля.

В музыкальной драматургии особую роль играет конфликт. Это может быть конфликт между светом и тьмой, добром и злом, любовью и ненавистью. Он является основой драматургического развития действия любого музыкального спектакля — оперы, балета, мюзикла и др. Определенная последовательность этапов сценического действия - экспозиция, завязки, развитие, кульминация, развязка — позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, «перенести» зрителей-слушателей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.

Опера (от итал. opera - труд, произведение, сочинение) возникла в Италии на рубеже XVI и XVII вв. Это вид музыкально-театрального искусства, который основан на слиянии слова, музыки и сценического действия. Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых интересное либретто и выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев.

Напомним, что оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.

По законам театра опера делится на действия (акты), действия — на картины, а картины — на сцепы. Обычно опера открывается вступлением, или увертюрой, в котором образно выражена идея спектакля. Основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др.. в которых чувстна и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях. «Полупение-полуречь» называется речитативом.

Одна из особенностей оперы состоит в том, что ее герои иногда поют одновременно каждый свою партию. Так композитор раскрывает мысли и чувства своих героев в ансамбле - стройном совместном звучании. В массовых сценах звучит хор, который нередко выступает одним из главных действующих лиц оперы или комментирует происходящее на сцене. В зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.

Исключительно велика в опере роль оркестра. Он аккомпанирует певцам и хору, выступает как равноправный партнер действующих лиц оперы, а иногда и как самостоятельное действующее лицо. Оркестровые эпизоды (номера) оперы помогают слушателям понять основные линии развития действия.

Кончик — Е. Нестеренко

 

Г. Рождественский

  • Спойте знакомые вам мелодии из опер. Сравните эмоциональный строй и музыкальный язык этих оперных фрагментов,
  • К каким жанрам (эпическому, лирическому, драматическому или комическому) относятся эти оперы?
  • Какие литературные жанры (произведения) или исторические события лежат в основе либре гто эгик опер?
  • Каких оперных режиссеров, дирижеров, певцов вы знаете?
  • Запишите в «Творческую тетрадь» названия знакомых вам опер и музыкальных жанров, характеризующих действующих лиц, используя следующие рубрики: увертюра (вступление), арии, песни, хоры, оркестровые номера,
  • Вспомните, в каких эпизодах той или иной оперы оркестру принадлежит ведущая роль.

Рейтинг@Mail.ru