Читать онлайн
учебники на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Учебник для 7 класса
/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская/

Музыка

       

Соната

Одним из распространенных жанров камерной музыки являся соната (от итал. sonare - звучать). Это многочастное циклическое произведение, состоящее из трех или четырех частей, предназначенное для одного или двух инструментов.

Первая часть сонаты, наиболее острая и напряженная, обычно написана в сонатной форме (форме сонатного аллегро). Именно эта форма наилучшим образом раскрывает драматическое содержание на основе взаимодействия музыкальных тем и художественных образов. Темы - главная и побочная — либо противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую.

Развитие музыки в сонатной форме можно сравнить с действием в драматической пьесе. Начало пьесы - знакомство с ее героями — это завязка. Далее действие развивается, обостряется и достигает вершины — кульминации. Затем наступает развязка, счастливая или трагическая.

Так и сонатная форма состоит из трех разделов: экспозиции, разработки и репризы. В экспозиции появляются (экспонируются) основные музыкальные темы. В разработке эти темы звучат по-новому. Взаимодействуя друг с другом, они распадаются на отдельные мотивы, интонации, сталкиваются, переплетаются, борются. В репризе повторяются основные темы экспозиции, но с изменениями, вызванными «событиями», которые произошли в разработке. Окончательную точку в развитии музыки первой части ставит кода — заключение, завершение. Реприза и кода — своеобразный итог развития действия, который позволяет слушателям понять замысел, идею сочинения.

Особенности такого развития можно услышать не только в инструментальных сонатах, но и в симфонических увертюрах разных композиторов, и в таких многочастных сочинениях, как концерт и симфония.

  • Вспомните знакомые вам увертюры М. Глинки, П. Чайковского, Л. Бетховена, написанные в сонатной форме. Послушайте одну из них.
  • Как взаимодействуют между собой темы-образы и каков итог их развития?

Рейтинг@Mail.ru