Читать онлайн
учебники на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Учебник для 7 класса
/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская/

Музыка

       

Симфоническая музыка

Симфония (от греч. symphonia - созвучие) - ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение. По своему значению в искусстве она занимает такое же место, как роман или драма в литературе. Чтобы глубже понимать симфоническую музыку, находить в ней отклик на свои чувства и мысли, необходимо разобраться в её особенностях.

Симфония достигла совершенства в XVIII в. в сочинениях венских классиков. Великими симфонистами того времени были Й. Гайдн, которого называют отцом симфонии, и его последователи В.-А. Моцарт и Л. Бетховен.

Почти все симфонии, созданные этими композиторами, имеют одинаковое строение: четыре части, которые воплощают в себе разные стороны жизни человека. 1-я часть - быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Она, как правило, пишется в уже знакомой вам сонатной форме (в форме сонатного аллегро, но далеко не все первые части звучат в быстром темпе — allegro). 2-я, медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям, пасторальная, элегичная, скорбная или трагическая по настроению. 3-я часть - менуэт — это игра, веселье, картинки народной жизни. 4-я - быстрый финал, близкий народной песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Он как итог всех частей отличается, как правило, жизнеутверждающим, победным, торжественным, праздничным характером — так в процессе борьбы, острых, конфликтных столкновений, видоизменений утверждается музыкальная идея произведения. В действии принципа сходства и различия можно убедиться при сопоставлении знакомых вам музыкальных тем из симфоний Бетховена, Моцарта.

  • Спойте и сравните между собой эти мелодии. Они из разных произведений или из одного? Какие образы они раскрывают?

  • Послушайте фрагменты Симфонии № 3 («Героической») Л. Бетховена. Как в ней взаимодействуют друг с другом контрастные темы? По каким их особенностям можно понять, что эти темы - части единого целого?
  • Вспомните темы 1-й части Симфонии № 40 В.-А. Моцарта. Спойте и сравните главную и побочную темы этой части.
  • Послушайте 1-ю часть Симфонии № 40. Кто ее главный герой: человек XVIII в. или наш современник?
  • Интонации каких тем получают развитие в разработке? Какие изменения происходят с главным героем Симфонии № 40?

Рейтинг@Mail.ru