Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

Учебник для 8 класса
/ Критская Е. Д. /
/ Сергеева Г. П. /

Музыка

       

Неизвестный Свиридов. «О России петь — что стремиться в храм...»

Музыка великого композитора XX в. Георгия Васильевича Свиридова (1915—1998) звучит в нашей жизни постоянно: с экранов телевизора, по радио, её играют уличные музыканты. «Музыка, — писал Г. В. Свиридов, — предназначена для духовного совершенствования человека. В этом её основная миссия».

Одним из самых любимых слушателями сочинений композитора, с творчеством которого вы уже знакомились ранее, является его музыка к художественному фильму «Метель» по повести А. С. Пушкина. После выхода фильма в свет композитор объединил разнохарактерные образы в цикл, который назвал «Музыкальные иллюстрации». Среди произведений цикла — «Тройка», «Военный марш», «Вальс», «Весна. Осень», «Пастораль» и др.

Много лет подряд музыкальной заставкой к телевизионной программе «Время» была музыка из одноимённого кинофильма под названием «Время, вперёд!», насыщенная энергичными ритмами, волевыми интонациями, как нельзя лучше отражающими напряжённый бег времени.

Памятник Г. Свиридову в Курске

В чём же удивительная популярность творений композитора? Вероятно в том, что их музыкальные образы наполнены глубиной чувств, запоминающимися песенными мелодиями, красочными гармониями, живописными ассоциациями.

Отношение композитора к Родине нашло выражение в огромном количестве произведений — симфонических, вокальных, в которых образ Отчизны предстаёт перед слушателями как монументальная звуковая фреска, в которой крупными «мазками» Свиридов творил Россию — «страну простора, страну песни, страну минора, страну Христа».

Неизвестным пластом творческого наследия Свиридова является его музыка религиозной традиции. Путь композитора к духовной музыке был долгим. Вспомним его «Запевку» для смешанного хора на стихи поэта И. Северянина.

        О России петь — что стремиться в храм
        По лесным горам, полевым коврам...
        О России петь — что весну встречать,
        Что невесту ждать, что утешить мать...
        О России петь — что тоску забыть,
        Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Три хора Свиридова к трагедии А. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» в постановке московского Малого художественного академического театра («Молитва», «Любовь святая», «Покаянный стих») — это, по существу, первое сочинение композитора, написанное на слова Православного обихода и официально разрешённое властями к публичному исполнению. Хор «Любовь святая» («Ты любовь, ты любовь, ты любовь святая, от начала ты гонима, кровью политая») — это, по мнению Свиридова, «тема Вечной женственности..., воплощение подсознательной стихийной Мудрости Женщины, её бесконечной доброты, её внутренней силы...»

  • Послушайте пьесы из «Музыкальных иллюстраций» к повести А. Пушкина «Метель». Разделившись на пары, подберите к разным частям «иллюстраций» фрагменты из повести, живописный ряд. Дайте определение образному строю музыки каждой из пьес.
  • Спойте мелодию «Запевки» Г. Свиридова. Послушайте её в записи. Определите особенности композиции хора, интерпретации композиторского замысла.
  • Послушайте хор-молитву «Любовь святая». Какие особенности создания музыкального образа вы услышали в нём?

Рейтинг@Mail.ru