Читать онлайн
учебники на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебник МХК для 10 класса

Мировая художественная культура

   

Введение

С незапамятных времен человек стремился к открытию тайн окружающего мира. В его дерзаниях есть место технике и философии, математике и медицине, биологии и кибернетике... Все сферы познания различны, но все вместе они необходимы при возведении главного здания любой цивилизации — культуры.

Культуру по традиции подразделяют на материальную и духовную. Материальная культура реализует стремление человечества адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни и включает предметные результаты деятельности людей в различных сферах. Духовная культура представляет явления, которые связаны с интеллектуальной, а также с эмоционально-психологической деятельностью человека. Неслучайно духовная культура определяется уровнем развития самого человека, его религиозным, нравственным, эстетическим обликом, его знаниями, способностью к самосовершенствованию и творчеству. Впрочем, данное разделение весьма условно: современная цивилизация доказывает, что материальное производство, оторванное от высоких духовных целей, наносит людям непоправимый ущерб, и примеров экологических катастроф в наши дни несть числа!

Но есть в культуре и совершенно особая сфера, связанная с задачами интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах и теми аспектами, которые обеспечивают такую деятельность. Здесь изначально сплелось духовное начало с материальным его воплощением, а также проявилась интуитивная устремленность человека к творению красоты, выражению его мечты о гармонии с мирозданием и с самим собой. Эта сфера называется художественной культурой.

Более научное представление о художественной культуре дает понятие «художественная деятельность» — процесс создания, сохранения, восприятия, оценки произведений искусства. «Зеркалом» этой деятельности являются произведения музыки и поэзии, зодчества и живописи, театра и скульптуры, испокон веков сопровождающие жизнь людей. В эпицентре же ее — сам творец, создатель произведений искусства. Писатель и скульптор, живописец и композитор — именно он сумел увидеть, услышать, запечатлеть на полотне, в нотной записи, в дереве, бронзе и камне все то, о чем думает человек, и то, как он радуется или страдает, рождается и умирает, каковы его заветные желания, в чем он видит смысл своей жизни (хотя авторство в искусстве о себе заявило не сразу). Именно он, Мастер с большой буквы, сумел воплотить в художественных образах представления о красоте и гармонии, которые порой неподвластны сухому научному анализу. Более того, эти образы никогда не устаревают! Недаром древние говорили: «Жизнь коротка, искусство долговечно». Сравним: наука все дальше и дальше идет по пути прогресса, оставляя позади или отбрасывая за ненадобностью старые теории. А искусство? Разве можно применять здесь понятие «прогресс»? Да и кто отважится утверждать, что, к примеру, классическая музыка или старинная икона хуже новых художественных произведений?

Вместе с тем ясно и другое: из века в век художественная культура обогащается новыми образами, символами, формами и жанрами, различными техниками и художественными приемами. Рождаются и новые виды искусства: в XIX в. — дизайн, кинематограф, в ХХ в. — телевидение, эстрада, театр моды, искусство рекламы... Все это заставляет задуматься: какие же «художественные картины мира» нарисовали творцы прошедших эпох? Вопрос этот вовсе не риторический, и науки, изучающие историю искусства (искусствоведение, литературоведение, музыковедение) выработали немало подходов к периодизации мировой художественной культуры, скрупулезно изучили историю профессионального искусства и фольклора, виды и типы художественных традиций, возникших у разных народов в разные времена.

Создавая этот учебник, автор немало размышлял над проблемой отбора наиболее яркого, интересного материала из всего многообразия мировой художественной культуры. А поразмышляв, пришел к важному выводу: оценивая искусство других народов, мы вольно или невольно сравниваем его с теми художественными образами, что родились в России. Так возникла главная идея настоящего учебника — сопоставить пути исторического развития русской и зарубежной художественной культуры.

Решить эту задачу помогает само географическое положение России, оказавшейся «между Востоком и Западом». «Восток» и «Запад», конечно же, очень условные, хотя и общепринятые ориентиры при изучении мировой художественной культуры. Давно замечено, что у народов Востока и Запада с древности сформировались достаточно яркие различия в понимании устройства мироздания, общественного развития, самого человека. Иначе говоря, каждый народ благодаря географическому положению своей страны, расе, языку, психологии привнес в мировую культуру свою концепцию бытия, свои духовные ценности.

Исторически устойчивая общность мышления людей, принадлежащих к той или иной нации, возникшая в древности, лежит в основе всех современных цивилизаций. Наиболее мощные интеллектуальные и духовные изменения в культуру привнесли религиозные озарения великих мыслителей и пророков. Мировые религии — христианство, ислам, буддизм, — ставшие основой духовного преображения человечества, во многом определили развитие национальных художественных культур как Востока, так и Запада. По словам А. Меня, «в духовной жизни человечества трудно найти фактор, который на протяжении веков играл бы большую роль, чем религия. Религия была решающим импульсом во многих исторических движениях. Принятие Азией буддизма, проповедь Евангелия в античном мире, экспансия ислама, Реформация западной Церкви стали подлинными вехами в жизни человечества. Даже сама борьба против религии есть косвенное признание ее значения». С этими словами трудно не согласиться.

Мы, живущие в России, оказались как бы на перепутье нескольких мировых потоков истории. И соотношение русской и зарубежной культур всегда отражало отношение России к Востоку и Западу.

В раннехристианском произведении «Хождение Богородицы по мукам», популярном в российской культуре с древних времен, есть слова Михаила Архангела: «Куды хощеши, Благодатная, <...> на восток или на запад, или в рай, на десно, или налево, идеже суть великия муки?» Во все времена вопрос «куды хощеши?» оставался важным для русской культуры. Отношение к Западу (европейскому, позднее — американскому) было неоднозначным. Запад представлялся не как определенное политическое или тем более географическое пространство, а скорее как система ценностей — религиозных, этических, эстетических, которые можно либо принять, либо отвергнуть. Страстным приятием европейских культурных идеалов и столь же страстным их отвержением полна российская история. И все же вспомним известные строки А.А. Блока:

        Мы любим все — и жар холодных числ,
        И дар божественных видений.
        Нам внятно все — и острый галльский смысл,
        И сумрачный германский гений...

Нередко «свое», русское переставало восприниматься изолированно от «чужого», западного, а некогда высмеянная А.С. Грибоедовым «смесь языков — французского с нижегородским» давала удивительные художественные результаты.

Парадоксально, но наши европейские соседи всегда воспринимали Россию как «Восток». Непохожесть русской художественной культуры на западную трудно не заметить. Да и многие выдающиеся русские умы олицетворяли путь русской культуры с восточной традицией. Еще Вл.С. Соловьев, обращаясь к России, вопрошал:

        Каким ты хочешь быть Востоком,
        Востоком Ксеркса иль Христа?

Что ж, постараемся увидеть то, что Россия никогда не была ни «Западом», ни «Востоком». Она определила свой самобытный путь в потоке мировых цивилизаций и создала уникальную художественную культуру, тесно связанную с православными христианскими идеалами.

Есть и вторая задача, которую необходимо решить в процессе изучения курса. Сравнивая отечественную и зарубежные художественные культуры, мы неизбежно приходим к выводу: высокое искусство объединяет людей, ибо относится не только к национальным, но и к общечеловеческим ценностям.

Что же такое «общечеловеческая ценность»? Думается, что здесь нет и не может быть однозначного ответа — слишком многообразен мир художественной культуры, слишком различны эстетические вкусы людей, принадлежащих к разным народам и поколениям. Для кого-то значима сама новизна художественного образа, его непохожесть на другие; кто-то, наоборот, любит в произведении искусства узнаваемость, повторяемость смыслов. Одни люди предпочитают реалистическую живопись или классическую старинную музыку, другие же являются поклонниками изобразительной абстракции, ценят мелодику и ритмику рока или песни бардов. И все же есть среди критериев оценки художественного творчества тот, что позволяет без всяких натяжек отнести произведение искусства к общечеловеческим ценностям. Таким критерием является воплощенность в художественных образах высоких духовных идеалов, общепризнанных нравственных установок, значимых для любого народа.

В процессе создания произведения искусства его автор может открыть в себе способность выражать духовную устремленность человечества. И чем интенсивнее творческий процесс, чем совершеннее дар мастера, тем активнее вторгается он в сферу нравственно-эстетических оценок жизни. Поэтому великие художественные произведения волнуют людей вне зависимости от их возраста, пола, национальной принадлежности. Они несут миру гармонию красоты, добра и любви, повествуют о вечных проблемах бытия и тайнах мироздания, утешают в скорбях и раскрывают глубинные просторы человеческой души.

Начните изучать общечеловеческие ценности мировой художественной культуры, те творения, что составляют ее «золотой фонд». «Взгляд из России» на памятники зарубежной поэзии, музыки, зодчества, живописи, театра позволит сделать далекое близким, осмыслить художественные традиции других народов и, самое важное, глубже понять свое великое национальное достояние — русское искусство.

Рейтинг@Mail.ru