Читать онлайн
учебники на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебник МХК для 10 класса

Мировая художественная культура

       

Раздел III. Духовнонравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X—XVIII вв.)

«Выше закона может быть только любовь. Выше права — лишь милость. И выше справедливости — лишь прощение» — с этих слов патриарха Московского и всея Руси Алексия II начнем разговор о русской художественной культуре. В основе нашей самобытной традиции, несомненно, лежит христианское понимание миропорядка, которое вольно или невольно выражали русские зодчие, писатели, живописцы, музыканты. Более тысячи лет наше искусство последовательно утверждало христианские представления о зле и грехе, покаянии и добре, справедливости и прощении. А сами деятели культуры испокон веков пытались приблизиться к идеалам православной святости, к истине, порой мучительно «раздваиваясь» в своем творчестве между порывом к познанию сокровенных божественных тайн мироздания и грузом общественных земных проблем.

История нашей страны не похожа на путь других европейских народов, исповедующих христианство. Своей античности на Руси не было, а краткий языческий этап не привел восточных славян к расцвету цивилизации и не оставил заметных памятников художественного творчества (см. подробнее далее). «Прорыв сознания» в область духовных истин у русского человека состоялся в 988 г.; к тому времени «за плечами» европейских народов была тысячелетняя христианская история. С Крещения Руси поведем отсчет нашей профессиональной художественной культуры, озаренной у самых истоков евангельскими заповедями любви и вобравшей в себя высокую духовность православия.

История художественной культуры Древней Руси совпадает по времени с эпохой европейского Средневековья, Возрождения и барочно-классицистским XVII в., а также со средневековым этапом в развитии искусства стран Востока. При этом, как уже говорилось, русское художественное наследие не относится ни к восточной, ни в полной мере к европейской традиции. Так, в отличие от европейских соседей в Древней Руси не было искусства, созданного для развлечения или светских удовольствий (исключение составляют лишь некоторые жанры скоморошьего творчества). Зодчество, словесность, музыка, живопись в течение длительного времени подчинялись нормам церковной службы, выработанным в соответствии с религиозными христианскими воззрениями еще в Византии. Поэтому, предваряя анализ древнерусской художественной культуры, стоит раскрыть понятия духовность и соборность, которые способствуют более глубокому постижению самобытной ценности памятников художественного творчества, созданных нашими предками.

Духовность произведений искусства, в данном случае древнерусского, выражается не только в особо торжественном эмоциональном тонусе и глубоко возвышенном содержательном наполнении художественных образов (как сегодня часто считают), но прежде всего — в их молитвенном горении, выражающем порыв сыновней любви человека к Богу. Духовность — это та твердыня, в опоре на которую человек испокон веков борется с бесовским искушением, обозначенным в евангельских строках «Все сие дам тебе, егда поклонишися мне» (Мф, 4; 9), с грехом и смертью. Древнерусское искусство сумело ярко и откровенно запечатлеть отголоски этой борьбы, указать путь к претворению в земной жизни заповедей любви и идеи всепрощения, впрочем, так и не услышанных страдающим и вечно воюющим человечеством*.


* Вспоминается дневниковая запись писателя М.М. Пришвина о том, что глубочайшая тайна христианства о силе любви к врагу — идея всепрощения — единственная, еще не реализованная в печальной истории человечества.


Соборность древнерусской художественной культуры — это наиболее самобытное ее качество, родившееся под влиянием возрождающихся в наши дни представлений о единстве всего сущего в Боге, глобальной взаимозависимости мира земного, дольнего (людей, животных, природного окружения) и мира небесного, горнего. По словам знатока русской иконописи Е.Н. Трубецкого, «грядущий мир вселенной, объемлющий и ангелов, и человеков, и всякое дыхание земное,— такова основная храмовая идея нашего древнего религиозного искусства...».

На основе сказанного кратко обозначим важнейшие черты древнерусского искусства:

1. Отсутствие авторства, имперсональность, нередко анонимность художественных произведений. Даже в тех случаях, когда мастер ставил свое имя в рукописи или на стене храма, он не стремился выражать собственное «я», подчиняя внутренние чувства и мысли общим соборным установкам и нормам творчества по законам духовной красоты.

2. Каноничность искусства выражалась в традиционно повторяемых сюжетах, образах, средствах художественного обобщения. В каждом из искусств был свой набор канонических правил. Например, в живописи существовали иконописные подлинники, которые служили образцом для подражания или прямого копирования сюжета и композиции. Образцы иконы (иконографические типы) веками оставались, по существу, неизменными — ведь без подлинников не обходился ни один средневековый мастер. Освоение канона иконографии было основой профессионализма средневекового художника, а привычные повторяемые композиции делали древнерусскую живопись доступной и понятной верующим, нередко заменяя собой книги. Неслучайно древнерусскую икону называют энциклопедией для неграмотных, подобно тому как скульптурное убранство средневековых соборов Европы было «Библией для бедных». Столь же устойчивыми были правила создания храмовых песнопений. В гимнографии сложились наборы попевок, которые оставались неизменными в течение столетий. Это называлось «пением на подобен». В Древней Руси не было слова «композитор»: человек, сочиняющий, вернее, составляющий из отдельных попевок церковные мелодии, назывался распевщиком. Набор подобнов — своего рода модель творчества, опираясь на которую древнерусские распевщики соединяли церковные тексты с музыкальными звуками.

Каноничность художественного творчества ярко выразилась и в литературе. Каждому литературному жанру соответствовала своя система стилистических оборотов, словесных формул, образов. К примеру, жития* по канону открывались обращением к Богу. После молитвы следовал рассказ о родителях святого и знамениях, предшествовавших его рождению, случившихся в детстве и юности. Далее агиограф сообщал о деяниях и духовных подвигах своего героя, его смерти (день и час которой святой знал заранее) и посмертных чудесах. Завершалось житие прославлением имени святого и молитвой.


* Житийная литература, или агиография (от греч.«агиос» — святой и «графо» — пишу), учит на конкретном примере жизни святого, как достичь идеала христианской святости, дает образец нравственного поведения и христианского жизненного пути.


Храмовая архитектура также подчинялась каноническим предписаниям, нарушать которые воспрещалось. Впрочем, идти на какие-либо новации вопреки канону в древности обычно никто и не пытался. Ведь канон, освященный многовековым духовным опытом, сам по себе воспринимался как неиссякаемый источник Богоданной красоты, гармонии, совершенства, а также высокой мудрости, наследуемой от греческих учителей.

3. Символичность является, пожалуй, самой яркой чертой того особого художественного языка, которым говорило древнерусское искусство. С помощью символов мастера раскрывали образы небесной духовной действительности, что сокрыта от взора живущих на земле людей. «Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире», — писал великий русский философ XX в. Н.А. Бердяев. Эти знаки реального существования невидимого царства Божия запечатлены храмовым синтезом искусств — зодчеством, иконописью, песнопениями, высокой поэзией молитв. Мелодии, краски, образы, сливаясь в стройном ансамбле, звучат в православном храме, словно мощный, слаженный хор, рождая ощущение святости, пребывающей среди верующих. Поэтому древнерусские художественные творения можно отнести к стилю мистического реализма, устремленного к утверждению правды о существовании двух форм бытия — материального и духовного, земного и Божественного.

К предварительным размышлениям о древнерусской художественной культуре добавим, что «Древняя Русь» — понятие собирательное. Мы последовательно рассмотрим художественное наследие Киевской Руси, искусство Новгородской, Псковской, Владимиро-Суздальской земель и Московского царства. Каждая из этих культур привнесла в «копилку» древнерусских ценностей что-то новое, свое. Но все здание древнерусской художественной культуры выглядит монолитом, прочным фундаментом которому служат православная вера и вытекающие из нее представления о духовных началах вечной жизни. Завершим эту мысль словами А.А. Ахматовой:

        В каждом древе распятый Господь,
        В каждом колосе тело Христово,
        И молитвы пречистое слово
        Исцеляет болящую плоть.

Рейтинг@Mail.ru