Читать онлайн
учебники на ANSEVIK.RU

>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебник МХК для 10 класса

Мировая художественная культура

       

Тема 1. Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности

        Существует нечто, перед чем отступают
        и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, —
        деяния человека,
        отнимающего у смерти ее добычу.

        /Из древнеегипетского трактата/

        Я помню вечер бледно-скромный,
        Цветы усталых георгин
        И детский взгляд — он мне напомнил
        Глаза египетских богинь.

        /В.Я. Брюсов/

«Я не совершал несправедливости против людей. Я не притеснял ближних. <...> Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не сделал никому зла», — страстные покаянные слова звучат, словно молитва. Это фрагмент из древнеегипетского свитка «Исповедь страдания», которому более трех тысяч лет. Произносить исповедь должен был каждый египтянин после своей смерти, представ перед грозными богами на суде Осириса. Воистину, велик был народ, если на заре цивилизации сумел подняться до понимания высших духовных идеалов и запечатлеть их в своем художественном творчестве!

История художественной культуры Древнего Египта включает несколько больших периодов. Ученые выделяют:

  • Додинастический период (V—IV тыс. до н. э.);
  • Раннее царство (XXX—XXVIII вв. до н. э.);
  • Древнее царство (XXVIII—XXIII вв. до н. э.);
  • Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н. э.);
  • Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.);
  • Позднее время (XI в. — 332 г. до н. э.).

Фиксированная конечная дата египетской истории — 332 г. до н. э. — означает, что именно в этот год Александр Македонский совершил свой поход на Египет и присоединил его территорию к Римской империи. С этой эпохи наследие египетской культуры вплелось в античный мир. Связь времен не прервалась.

Многие крупнейшие музеи мира, и наряду с ними Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, хранят бесценные творения египетских мастеров. С опорой на эти коллекции попытаемся взглянуть на историю и культурное наследие Древнего Египта в целом, представить обобщенный образ той уникальной традиции, которой тысячелетиями следовали выдающиеся мастера древней цивилизации.

Египетская художественная культура предстает пред нами как величавый монолит, запечатлевший стройную картину мироздания и незыблемые устои жизни людей. В религиозных представлениях египтян было много заимствований из примитивных первобытных верований, но наряду с ними на берегах Нила родились новые идеи, во многом предвосхитившие христианство.

Подобно другим древним народам народ Египта испытывал чувство родства с живыми существами, населяющими землю. В египетской мифологии (миф — предание о богах, духах и героях) сохранились поверья о происхождении человека от животного. Тотемизм (тотем — животное, которое считалось предком или покровителем рода) оказал огромное влияние на египтян, с незапамятных времен обожествлявших зверей, птиц и насекомых. Неслучайно многие египетские боги имели в облике признаки животных. Например, Сет — бог злых сил, представлялся человеком с головой осла, Баст — богиня любви и веселья — с головой кошки, бог Анубис, сопровождавший умерших в их путешествии по загробному миру, — с головой шакала.

Поселившись в долине многоводной реки Нил, окруженной бескрайними песками и камнем, египетский народ пытался понять мир, шаг за шагом отвоевывая у природы право на знание сущности жизни. В те времена для этой цели использовали магию и мистические обрядовые действа. Жрецы Египта хранили секреты чародейства и не однажды прибегали к их помощи, чтобы приобрести над обществом колоссальную власть.

На вершине общественной пирамиды был фараон — земной бог, наделенный сверхъестественной силой и тайным знанием сути вещей. Искусство Египта насыщено символикой, прославляющей величие и бессмертие земного владыки. Власть фараона в Египте была частью миропорядка, поэтому сохранялась необычайно долго — на протяжении трех тысяч лет. Каков был этот миропорядок? Какие открытия сделал египетский народ в своем многовековом дерзании постичь скрытый духовный смысл рождения и смерти?

В основе религии Древнего Египта лежит идея о вечной жизни человека. Представления о загробном мире, отличающиеся четкостью, определенностью и удивительной рациональностью, породили великую культурную традицию и образы искусства. Египтяне одними из первых среди народов Земли поняли, что у людей, помимо тела, есть еще и душа. Например, двойником человека считалась Ка, она олицетворяла его жизненную энергию, а душой его с рождения была Ба. После смерти человека Ба вместе с Ка отделяются от тела, но, найдя новое обиталище — гробницу с мумией умершего, — возвращают его к жизни в загробном мире.

Образы заупокойного культа получили широкое воплощение в египетской мифологии. Потусторонний мир представлялся как аналог видимой живой действительности. Так, чрезвычайно распространенным был миф о боге солнца Ра. Его изображали в виде человека с солнечным диском на голове. Окончив дневное шествие по небу, Ра спускался в преисподнюю Дуат, где совершал плавание по подземному Нилу. На этом пути его приветствовали души умерших:

        Слава тебе, Ра! <... >
        Почитают тебя обитатели Дуата,
        Поклоняются тебе обитатели
              преисподней.
        Восхваляют они тебя,
              грядущего в мире...

Упоминаемый здесь бог Осирис — один из самых значительных художественных образов египетской культуры. Легенда об Осирисе гласит: коварный бог Сет, подобно библейскому Каину, убил своего брата Осириса и расчленил его тело на четырнадцать кусков, разбросав их по всему Египту. Жена Осириса Исида горько оплакивала мужа:

        А я все ищу, желая увидеть тебя.
        В городе я без валов крепостных
        Оплакиваю любовь твою ко мне.
        Приди! Не будь одиноким! Не будь далеким!..

Собрав разбросанные части тела Осириса, Исида сумела оживить его. Однако Осирис отказался вернуться на землю. Он стал властителем царства мертвых и вершил последний суд в загробном мире над каждым умершим египтянином. Среди египетских литературных памятников немало выразительных гимнов, в которых воспевался Осирис:

        Сущность твоя, Осирис, темнее [чем всех других богов],
        Ты — луна, находящаяся на небе,
        Ты делаешься днем, когда ты желаешь,
        Ты делаешься молодым, когда ты хочешь,
        И ты Нил великий на берегах в начале нового года;
        Люди и боги живут влагой, которая изливается из тебя,
        И я нашел также, что твое величество — это царь преисподней.

Бог Осирис

 

Бог Анубис

Образ Дуата, подземного царства мертвых, и представления о том, что происходит с человеком после его смерти, первоначально фиксировались в надписях на стенах пирамид и саркофагов и бережно хранились в памяти многих поколений. Собранные вместе, они получили названия «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов». Позднее, в эпоху Нового царства, заупокойные тексты стали записывать на папирусе в разных вариантах. Свитки с религиозными откровениями клали в саркофаг при погребении умершего. Люди верили, что, следуя древним предписаниям, душа умершего в ладье вечности достигнет Осириса и обретет блаженство. Эти сакральные тексты получили название «Книга мертвых».

Было бы неверным утверждать, что языческие верования египтян не испытывали изменений. Парадоксально, но факт: первым дерзнул отринуть традиционный религиозный культ сам фараон. Звали этого древнеегипетского «еретика» Аменхотеп IV. Царь-реформатор, восстав против многобожия и магии жрецов, утвердил культ единого бога солнца — Атона и провозгласил равенство перед ним всех племен и народов. Его жена, красавица Нефертити, вероятно, полностью разделяла взгляды мужа. Фараон взял себе новое имя — Эхнатон («Угодный солнцу»). Он приказал истребить звероподобных идолов. Вместо них новое божество — Атона стали изображать в виде многорукого солнечного диска, в ладонях которого был знак жизни «анх». Эхнатон основал новую столицу — Ахетатон («Небосклон солнца»), в центре которой возвел дворец и храм Атона. Он ощутил себя верховным жрецом высшего божества, в честь которого зазвучали новые гимны:

        Прекрасен твой восход на небосклоне,
        О Атон, живущий изначала жизни!..
        Ты прекрасен и велик,
        Блестящ и высок над каждой страной...
        О бог единый,
        Нет другого, подобного ему!

Умер Эхнатон на восемнадцатом году своего царствования. После смерти правителя-реформатора прежние боги были восстановлены — традиция оказалась сильнее нововведений.

Культ мертвых — так принято называть духовную основу всей художественной культуры Древнего Египта. Любое творение египетского мастера, будь то дворец, скульптура или песнопение, служило главной цели: обеспечить благополучное существование человека после смерти, а точнее — бессмертие, победу над временем, неумолимо уничтожающим все сущее.

Забота о потустороннем бытии обернулась чисто практическими решениями многих проблем. К примеру, высокого мастерства достигло искусство мумификации человеческого тела, его консервации для дальнейшего сохранения в саркофаге. В качестве аналога (на случай утери мумии) создавались скульптурные копии, которые тоже помещали в захоронение. (В пирамиде скульптурную копию умершего хранили в специальном месте — сердабе.)

Египтяне искренне верили в магическую силу искусства, в его мистическое предназначение, поэтому создали строгую и рациональную систему средств художественной выразительности, передающую сакральный, вневременной смысл ритуала погребения человека. Канонические правила, устоявшиеся в веках, способствовали передаче образов вечности, бесконечности, тишины, тайны. Эти ощущения испытываем сегодня и мы, изучая удивительные по красоте и совершенству творения египетских мастеров.

Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами. Нигде в мире не строили столь грандиозных усыпальниц для правителей, обожествленных при жизни и после смерти. Величие пирамид высоко ценили египтяне. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков.

Двадцать восемь веков до н. э. по проекту архитектора Имхотепа была воздвигнута грандиозная пирамида Джосера (Зосера). Расположена она в самом большом некрополе Египта Саккаре (южная окраина Мемфиса). Имхотеп, великий жрец, автор поучений и знаменитый врач, которого позднее греки стали почитать под именем Асклепия, был первым известным в истории архитектором. Усыпальницу Джо-сера он строил в довольно сложных условиях: огромное сооружение следовало разместить среди уже существующих городских дворцов и храмов. Имхотеп блестяще справился с возложенной на него задачей. Пирамида возводилась в три основных этапа. На первом была построена большая мастаба (прямоугольной формы усыпальница, по форме напоминавшая скамью. Именно в этот «дом» должна вернуться Ка). Затем соорудили четырехступенчатую пирамиду. И, наконец, на третьем этапе восточный фасад мастабы был доведен до шести ступеней. В таком виде предстает она и сегодня.

Имхотепу удалось найти уникальную и логичную форму для тяжеловатой, громоздкой усыпальницы, придав ей неожиданную легкость за счет устремленности в поднебесье. Пирамида достигла в высоту более 60 м (основание 125x109 м). Сложена она из огромных каменных блоков, ранее облицованных полированным камнем (не сохранились). В ее глубинах покоится гранитная гробница царя, украшенная великолепными изразцами из голубой майолики. Галереи гробниц членов царской семьи имеют отдельные входы и расположены несколько ниже.

Статуя фараона Хефрена

В пирамиде впервые в художественно-образной форме воплотилась идея восхождения умершего царя на небо, к богу Ра. А еще в мощном обличье гиганта утверждались вечность и незыблемость законов общественной жизни египтян, основанной на безграничной власти фараона, которая является частью космического строя, символом миропорядка, получившего освещение свыше. Творение Имхотепа, обожествленного египтянами при жизни как сына бога Птаха, стало предметом подражания при возведении усыпальниц для фараонов следующего поколения.

Одним из семи чудес света в античном мире считали пирамиды, горделиво вознесшиеся на западном берегу Нила (ныне Гиза близ Каира). Конструкция пирамид отличается строгостью и рациональностью и соединяет в себе квадрат в плане и равнобедренные треугольники сторон, сходящиеся к верхней точке. Они были построены в XXVII в. до н. э. из тесаных каменных глыб тем способом кладки, что был разработан еще Имхотепом. Усыпальницы предназначались для фараонов Хуфу (греч. Хеопс), Хафра (греч. Хефрен) и Менкаура (греч. Микерин). Последняя из названных пирамид имеет еще трех «спутниц» меньших размеров, предназначенных для жен и родственников фараона. Вероятно, раньше грандиозные сооружения были облицованы отполированными плитами белого известняка; во всяком случае, их остатки сохранились на вершине пирамиды Хефрена. Сегодня же можно лишь догадываться, какой ошеломляющий световой эффект производила громада камня, сияющая белым цветом среди горячего желтого песка пустыни.

Пирамида Джосера

По мнению греческого «отца истории» Геродота, пирамиды в Гизе в течение 25 лет строили тысячи людей. А перед этим еще 10 лет ушло на прокладывание дороги, по которой возили камень из каменоломен.

Пирамида Хеопса — самое большое сооружение, когда-либо построенное из камня. Ее высота составляла 146,6 м (сейчас 137 м), сторона основания — 233 м. Блоки, из которых сложена пирамида, весят от 2,5 до 30 т. Всего же таких блоков исследователи насчитали 2 млн 300 тыс. Руководил грандиозным строительством племянник фараона зодчий Хемиун.

Дорогу, ведущую к пирамиде Хефрена, преграждает исполинская фигура Большого сфинкса (сфинкс — сакральный образ Хефрена) в виде льва с головой фараона. Выполнен Большой сфинкс из монолитного камня, его глаза устремлены «в никуда», в царство вечности и смерти. Неслучайно арабы окрестили этого стража гробницы отцом ужаса.

Вместе с архитектурой изобразительное искусство некогда образовывало великолепные, целостные по замыслу ансамбли и было частью храмов и гробниц. В XXI в. до н. э. придворный скульптор фараона Ментухотепа высек на надгробной плите следующие слова: «Я знал тайну божественных слов, ведение обряда богослужения... Но я был и художником, опытным в своем искусстве, превосходящим всех своими знаниями... Я умел передать движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу пораженного... Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой. Никто не превосходил меня...». Профессиональная гордость, звучащая в каждой строке этого «послания в вечность» вполне объяснима: великие египетские мастера достигли того, что редко удавалось скульпторам и живописцам в последующие тысячелетия развития культуры. Они занимали высокое положение в обществе и владели секретами уникального ремесла, многие из которых не разгаданы и по сей день.

Человеческие фигуры, воплощенные в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах. Это стоящие или сидящие люди с выдвинутой вперед левой ногой, с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками. Что означают эти позы? Создавая «двойника» умершего, мастер должен был придать своему творению сходство с оригиналом. Но вместе с тем показать, что изваяние — это уже совершенно другая «ипостась» человека, его вечный идеальный образ, перешедший в мир иной (вот о чем говорит выразительное движение левой ноги!). Скульптурные портреты ярко раскрашивали, но секреты этих красок утеряны. Притягательными в скульптурном образе человека были глаза, — египтяне считали их зеркалом души. Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра, белого и гладкого, а внутрь помещали горный хрусталь, изображая зрачок. В искусстве всегда важны даже мелкие детали и штрихи. Так, маленький кусочек эбенового дерева, подложенный под хрусталь, имитировавший зрачок, чудесным образом оживлял взгляд застывшего изваяния.

Принц Рахотеп и его жена. Семейный портрет

Писец Каи

Уникальные творения скульптуры сочетали обобщенный образ ушедшего в иной мир человека с его живыми, реальными чертами. Сколько мыслей, чувств, страстей скрывали эти портреты! Вот, к примеру, большая статуя фараона Хефрена, что находится в Каирском египетском музее, где собраны сокровища древнего искусства. Сделана статуя из черного диорита. Фараон изображен сидящим на троне, за его головой — бог Хор в образе сокола. Произведение относится к первой половине III тыс. до н. э. В невозмутимом и в полном смысле слова «каменном» выражении лица угадывается сущность властного правителя, привыкшего к всеобщему повиновению подданных.

Наверное, наиболее древним парным семейным портретом можно считать изображение знатных супругов — принца, полководца и жреца Рахотепа и его жены Нофрет. Обе фигуры со вкусом раскрашены: мужская — в красно-коричневый тон, женская — в желтовато-розовый. Волосы у супругов черные, одежды — белые. Условность позы не заслоняет жизненной достоверности образов.

Роспись гробницы. Принц и бараноголовый бог Хнум

Одной из самых знаменитых египетских скульптур является портрет писца Каи. У него выжидающий взгляд и плотно сжатые губы. На коленях развернут свиток папируса. Его облик говорит о явном сходстве с моделью. Кстати, в Древнем Египте профессия писца, всегда находившегося рядом с фараоном, была одной из самых почетных. Мудрость, грамотность, знания высоко ценились в обществе.

Важную роль в убранстве гробниц и храмов играли рельефы и росписи. Изобразить фигуру на плоскости, а именно эта задача стояла перед египетскими художниками, было весьма не просто. Но уже с древности в изобразительном искусстве сформировались четкие канонические предписания, позволяющие воплощать образы людей и разнообразные события. По канону фигуру человека поворачивали одновременно в фас и в профиль. Почему возникло это правило?

Дело в том, что рельеф, как и скульптура, создавался в соответствии с ясным религиозным смыслом заупокойного культа. Египтяне верили, что душа в любой момент должна вселиться обратно в тело или в его аналог. Поэтому в рельефе изображали не то, что видели, а то, что считали наиболее выразительным и привлекательным. К тому же старались, чтобы были очерчены все части фигуры: и лицо, и боковые элементы тела. Например, лицо изображалось в профиль, верхняя часть туловища — в фас, грудь при этом — в профиль, как и ноги.

Живописные сюжеты, включающие несколько сцен, принято было располагать в той последовательности, в которой происходили события. Если героем рельефа являлся фараон, художник подчеркивал его высокое общественное положение укрупнением фигуры. Поэтому персонажи одной композиции часто разномасштабны (этот прием позднее унаследовало древнее искусство христианской традиции). Еще раз повторим, что у стоящих фигур левая нога выдвинута вперед, что указывает на символический знак шествия в вечность.

Рассмотрим знаменитую стелу фараона Нармера, созданную на заре египетской художественной культуры, на рубеже IV—III тыс. до н. э. На стеле хорошо сохранились рельефы и надписи, выполненные иероглифами, в которых говорится о победе Южного (Верхнего) Египта над Северным (Нижним) и об их слиянии в единое государство. Неизвестный художник передает события гражданской войны вполне убедительно, искусно сочетая изображение реальных сцен с религиозной символикой. На одной стороне стелы Нармер, увенчанный царской короной, наносит удар по голове своего главного врага — вождя северян. На другой стороне Нармер со свитой шествует к месту, где лежат обезглавленные вражеские воины, а чуть ниже он в виде яростного быка нападает на своего недруга. Вся композиция удивительно органична: она укреплена фигурами двух гепардов, переплетенные длинные шеи которых составляют круг.

Событие, о котором рассказала стела Нармера, совпадает с началом трехтысячелетней истории художественной культуры Египта. А ее «золотым веком» принято считать эпоху Древнего царства. Однако грандиозное строительство пирамид не могло не повлиять на экономику страны. Многочисленные войны также подточили ее могущество. В последующую эпоху Среднего царства архитектурные решения уже не были столь масштабны, а сооружение огромных пирамид ушло в прошлое.

Первым отказался от строительства заупокойного храма и захоронения своего тела в почетном месте фараон Тутмос I. Его погребальная камера была помещена в глубокой пещере в уединенной долине. Вход в пещеру был тайным, затерянным среди камней. Постепенно в горах за Фивами возникла так называемая Долина царей — место скрытых в глубинах земли захоронений фараонов. Каждый из правителей Древнего Египта, думая о своей кончине, пытался решить две задачи. Во-первых, построить гробницу, где было бы собрано все необходимое для загробной жизни. Во-вторых, уберечь захоронение от воров. С первой задачей справлялись успешно. Но избежать разграбления почти не удавалось.

В 1922 г. английскому археологу Картеру посчастливилось открыть нетронутую усыпальницу фараона Тутанхамона. Роскошь этого погребения поразила мир. В гробнице были обнаружены бесчисленные золотые украшения, по совершенству ювелирной работы не имеющие равных. (Ныне многие из них выставлены в Каирском египетском музее.) Среди шедевров — рельеф на спинке золотого трона. Он изображает поэтичную юную пару — Тутанхамона с женой. Рельеф создан в начале XIV в. до н. э., но у художника были уже вполне современные представления о красоте, молодости, счастье.

Как известно, «стовратные Фивы», как называл столицу Среднего царства Гомер, имели печальную историю. Сбылось пророчество библейского мудреца Иезекииля, предсказавшего, что «Фивы будут жестоко потрясены». Город был сначала разграблен, а затем в эпоху Птолемеев и вовсе разрушен. И все же былое величие не исчезло в веках, ибо осталось зримое его свидетельство — развалины грандиозных храмовых комплексов в Луксоре (Ипет-Ресе) и Карнаке (Ипет-Суте), построенных на месте старой столицы.

Храм в Карнаке сооружали в честь бога Амона в течение долгих лет — с начала II тыс. по I в. до н. э. Его проектировали такие одаренные зодчие, как Инени (XVI в. до н. э.), Аменхотеп, сын Хапу и Аменхотеп Младший, творившие во времена правления фараона Аменхотепа III (XV в. до н. э.). Впрочем, облик храмового комплекса менялся постоянно, ибо каждый фараон, завороженный мощью и красотой сооружения, старался внести свою лепту в его украшение. Со временем храм превратился в каменный город с аллеями, площадями, колоннадами, гигантскими статуями фараонов и обелисками. Величавый гипо-стильный зал (от греч. «поддерживаемый колоннами») главного храма Амона поражает множеством разнообразных колонн, наибольшие из которых имеют высоту 20,4 м, а диаметр — свыше 3,5 м. Экстатическим всплеском энергии и одновременно сверхчеловеческой мощью веет от пространства внутренних дворов, окруженных величавыми колоннадами.

Фрагмент спинки трона Тутанхамона

 

Маска Тутанхамона

Рядом с Карнаком в Луксоре был сооружен второй по величине храм, также посвященный богу Амону. К храму ведет аллея сфинксов с львиными туловищами, которая раньше соединялась с аллеей бараноголовых сфинксов карнакского храма. Кстати, именно луксорские изваяния были вывезены в Россию и поставлены на Университетской набережной Санкт-Петербурга. Художественный образ луксорского зодчества говорит о рождении нового взгляда на красоту, о стремлении к пышности, яркости, торжественности. Обратим внимание: в храме 151 колонна! Тесно сдвинутые, они передают ощущение взаимосвязи земного и небесного могущества.

Вход в Луксорский храм

 

Храм царицы Хатшепсут

Выдающееся архитектурное творение эпохи Нового царства — храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.), которая прославилась тем, что энергично занималась строительством новых и восстановлением старых храмов, покровительствовала искусству и наукам. В сохранившихся изваяниях царицы привлекают внимание высокий лоб, широко расставленные огромные глаза и... накладная борода: все-таки управлять страной считалось по традиции уделом мужчины.

Усыпальницу для Хатшепсут строил одаренный зодчий, царский фаворит Сенмут. Ему были предоставлены все возможности для творчества, и архитектор с блеском воплотил уникальный проект: возвел храм в неприступной долине. Сооружение представляет собой строгий и стройный ансамбль, состоящий из трех огромных террас, восходящих ступенями к скалам и словно вливающихся в них. Украшали храм разнообразные статуи, рельефы и росписи. Царица же была захоронена не здесь, а в скалистой усыпальнице-тайнике. Позднее храм превратился в христианскую обитель под названием «Северный монастырь», которое способствовало утверждению за местностью современного имени — Дейр-эль-Бахри. Благодаря монастырю древний храм избежал разрушения, что встречается редко среди памятников той эпохи.

Нефертити

 

Сокол Хора, охраняющий вход в храм Эдфу

Блистательный взлет в развитии египетского искусства пришелся на эпоху правления фараона Эхнатона (Аменхотепа IV), когда в начале XIV в. до н. э. в жизнь египтян впервые, хотя и на короткое время, вошло представление о едином Божественном начале мира.

Перемены, произошедшие в искусстве этого периода, названного позднее амарнским(*), поразительны! Художественные образы наполнились утонченной красотой, стали более человечны. На гробнице Эхнатона есть надпись, обращенная, возможно, к его жене, красавице Нефертити:

        Я люблю сладкое дыхание твоего рта,
        Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.
        Мое желание — слышать твой прекрасный голос,
        Звучащий словно шелест северного ветра.
        Молодость возвращается ко мне от любви к тебе,
        Дай мне твои руки, что держат твой дух,
        Чтобы я мог принять его и жить им.

В этом необычном поэтическом послании вечности нет привычных волевых мотивов, характерных для фараонов, а властвует свободное лирическое чувство. Этими же настроениями наполняется изобразительное искусство.

Сохранились два скульптурных портрета самой Нефертити, в которых запечатлелось иное, нежели в творениях предшествующих эпох, представление о женской красоте. Нефертити в высокой короне — гордая осанка, длинная шея, точеные черты вытянутого лица, великолепная форма черепа. Сочетание благородства и достоинства с женственностью. Другой портрет царицы из золотистого кварцита не завершен (либо поврежден). В нем художнику удалось воплотить человечность и прелестное обаяние юности.

Если совершать путешествие по Нилу, обязательно познакомишься с уникальными памятниками небольших городов, некогда игравших важную роль в религиозной жизни страны. В одном из них под названием Эдфу сохранился храм, посвященный богу Хору (Гору). Имя это происходит от слова «хр», что значит «сокол». Храм велик, хотя и меньше Кар-накского (длина 137 м). У входа застыли две статуи из черного гранита. Это и есть Хор в образе сокола. Наружная стена украшена огромными рельефными изображениями Хора и Хатхор (богини с солнечным диском на голове). Храм сохранился лучше других древних святилищ. Он считался пристанищем беременных женщин и тех, кто хотел иметь ребенка: ведь Хор по преданию символически возрождает каждый новый день. За воротами храма находится двор, окаймленный с трех сторон колоннами разных видов. Если посмотреть внимательнее, то увидишь в их капителях (венчающей части колонны) то лотос, то пальму, то папирус. Форма этих распространенных в Египте растений в открытом или закрытом виде придает храму особое очарование. В глубине двора открывается фасад большого гипо-стильного зала, окруженного рядами колонн. Их рельефы хранят остатки живописи.

Абу-Симбел (фрагмент)

Между Эдфу и знаменитым Асуаном (тем самым, где наши соотечественники в ХХ в. возвели гигантскую плотину) находится место, попасть куда мечтает любой турист. Сюда, на земли Нубии, в 60-е гг. прошлого столетия был перенесен архитектурный шедевр — Абу-Симбел(**). Храм был возведен для увековечения памяти его создателя — фараона Рамсеса II и посвящен триаде богов — Амону-Ра, Хармакису и Птаху. Их статуи находятся в святилище, где происходит так называемое «солнечное чудо». Два раза в год, 21 марта и 21 сентября в 5 часов 58 минут по местному времени луч солнца падает на левое плечо бога Амона-Ра и Рамсеса II. Затем он перемещается на Хармакиса и исчезает, не коснувшись Птаха — божества Тьмы. На всю жизнь запоминается и грандиозный фасад храма: четыре 20-метровых фигуры сидящего на троне Рамсеса II, будто выросшие из скалы. Рядом и между ногами гигантов помещены небольшие изображения жены фараона Нефертари, его матери и нескольких детей.

Завершая разговор о художественной культуре Древнего Египта, необходимо вспомнить и о тех искусствах, которые играли важную роль в общественной жизни египтян, но не сохранились до наших дней. Это театральное искусство и музыка. О театре известно больше. Еще со времен Древнего царства в городах разыгрывались религиозные представления, так называемые мистерии. Большой популярностью пользовались действа, посвященные любимому богу Осирису, его жизни, смерти, воскрешению. Главная идея мистерии всегда была нравоучительной: добро побеждало зло. Актерами этих «пьес» выступали жрецы. Каждый спектакль считался прежде всего важным актом религиозной жизни. Поэтому даже фараон, осознавая сакральный воспитательный смысл мистерии, нередко принимал в ней участие.

«Три музыкантши». Роспись гробницы. Фивы

Звучала в мистериях и музыка. Она была тесно связана с поэзией, ритмикой, танцами. В ходе ритуального действа герои пели. Например, Исида исполняла полные горести похоронные причитания. Многие исследователи считают, что в древнеегипетском театре можно обнаружить истоки будущей античной драмы, где действие, хоровое пение, декламация, движение были также тесно взаимосвязаны.

Египтяне пользовались разнообразными музыкальными инструментами. Далеко не все из них нам известны. Среди инструментов, облик которых донесли древние изображения, лютня, барабан, шумовой инструмент систр (систрум).

Итак, художественная культура Египта прошла долгий путь развития, подарив человечеству разнообразные образы искусства: то величественные и подавляющие своей мощью, то трогающие чистотой и непосредственностью. Бог, природа, человек, жизнь и смерть, любовь и власть, грех и возмездие — эти проблемы в той или иной мере нашли отражение в древнеегипетской мифологии, поэзии, зодчестве, изобразительном искусстве, театре. Египтяне умели ценить красоту всего сущего и стремились навечно сохранить то, что тленно. Духовные искания египетского народа не были исключением. Многие другие художественные культуры мира шли тем же путем, пытаясь ответить на извечные вопросы и раскрыть тайны мироздания, но по-своему. Тем интереснее узнавать о своеобразии иных древних художественных традиций.

Вопросы и задания

  1. Повторите; по курсу истории и расскажите об общественном устройстве Древнего Египта. Какую роль играл Нил в развитии страны?
  2. Расскажите о верованиях египтян. Что нового внесли они в знание о человеке, его жизни и смерти?
  3. Какие основные этапы в истории Древнего Египта и соответственно в истории египетской художественной культуры вы можете назвать?
  4. Известно. что к семи чудетам света относилвсь храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, висячие (террасные сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, статуя Гелиоса в Родосе, маяк в Александриии древнеегипетские пирамиды. Сохранились лишь пирамиды. Расскажите о них.
  5. Какие канонические установки сложились в египетском изобразительном искусстве? Приведите примеры.
  6. Что вы знаете о театре и музыке Древнего Египта?
  7. Подумайте, есть ли в художественной культуре Древнего Египта идеи, близкие по духу христианству и русской культуре?
  8. Знакомы ли вам образы «русского Екипта» в Санкт-Петербурге? Расскажите, почему русских мастеров привлекали формы египетсккго искусства (П.П. Соколов, Сфинксы Египетского моста через р. Фонтанку в Санкт-Петербурге; А.И. Воронихин. Египетский вестибюль дворца в Павловске).

* Столица Египта того времени Ахетатон теперь называется Тель-эль-Амарна.

** Перенос храма, проходивший под знаком ЮНЕСКО, был связан с затоплением водами Нила водохранилища Асуанской ГЭС.

Рейтинг@Mail.ru