Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

Учебник МХК для 5 класса

Мировая художественная культура

       

Орфей и Эвридика

        Лирой, как древний Орфей,
        Поколеблешь ты камни и горы!

А. А. Дельвиг

Продолжая знакомство с богом Аполлоном, нельзя не упомянуть еще один из красивейших мифов об Орфее и Эвридике, с которым связано чудесное рождение музыки. Сколько интереснейших интерпретаций этого мифологического сюжета подарило нам искусство! Он вдохновил на создание прекрасных произведений поэтов и музыкантов, живописцев и скульпторов.

Орфей, сын фракийского царя и музы Каллибпы, обладал чудесным даром пения под аккомпанемент лиры. Его голос смягчал сердца людей, помогал приручать диких животных, заставлял камни сдвигаться с мест, а растения — почтительно склонять перед ним свои ветви. Во время похода аргонавтов за золотым руном он спас товарищей от сирен, околдовавших мореплавателей своим пением.

Однажды увидел Орфей лесную нимфу Эвридику и страстно влюбился в нее. Вскоре она стала его женой. Как-то раз она вместе со своими подругами водила хороводы и ее ужалила змея. Упала Эвридика на землю и умерла. Горько оплакивал Орфей смерть любимой жены, исполняя горестные песни по всей Греции. Наконец достиг он царства мертвых Аида, где сумел растрогать сладкозвучным пением свирепого пса Кёрбера (Цербера), богинь мщения — эриний и супругу Аида Персефону. Богиня великодушно разрешила Орфею вернуть умершую Эвридику, но при этом поставила условие. Он все время должен петь и играть на лире и не оглядываться на ее тень до тех пор, пока они не выйдут на дневной свет. Не сдержал Орфей слова, нарушил запрет и навсегда потерял возлюбленную. Аид мгновенно схватил Эвридику и вернул ее в царство мертвых.

Давайте обратимся к поэтическому переложению мифа в «Метаморфозах» Овидия:

        Вот уж в молчанье немом по наклонной взбираются оба
        Темной тропинке, крутой, густою укутанной мглою.
        И уже были они от границы земной недалеко, —
        Но, убоясь, чтоб она не отстала, и в жажде увидеть,
        Полный любви, он взор обратил, и супруга — исчезла!
        Руки простер он вперед, объятья взаимного ищет,
        Но понапрасну — одно дуновенье хватает несчастный...
        Голос последним «прости» прозвучал, но почти не достиг он
        Слуха его; и она воротилась в обитель умерших...

(Перевод С. Шервинского)

Как видим, здесь запечатлен один из самых напряженных и трагичных моментов мифа, когда Орфей обернулся, протянул руки к Эвридике, но ее тень лишь потонула во мраке. Горю и отчаянию Орфея, казалось, не было предела, вторично ему пришлось пережить смерть возлюбленной.

Именно этот драматический момент запечатлен в скульптуре Антонио Кановы «Орфей». Видя гибель возлюбленной, Орфей в отчаянии схватился за голову и уронил кифару. Он не замечает этого и машинально продолжает идти дальше, наступив на струны ногой. Мастерски передан естественный трагизм позы, выразительны отчаяние жеста и мимика лица! Сильный разворот фигуры Орфея, данной в сложном ракурсе, передает напряженность, эмоциональность и динамику движения.

А. Канова. Орфей 1776 г. Эрмитаж Санкт-Петербург

На цоколе — надпись, сделанная по-латыни: «Пусть оплакивает тебя погубивший». Какое тонкое и живое жизненное наблюдение сумел внести художник в свое произведение! Оказывается, и в «холодном» мраморе можно передать целую гамму чувств: отчаяние, смятение, трагизм...

В живописи этот миф не раз вдохновлял художников античности и Возрождения, барокко и классицизма. На одной из античных ваз изображен легендарный певец Орфей. Он очаровывает своим искусством не только людей, но и животных. Этот дар он получил от самого Аполлона. Орфей поет и аккомпанирует себе на кифаре. Четверо воинов стоят рядом и слушают его как завороженные. Но как по-разному они воспринимают музыку и пение! Воин, подходящий справа, будто только что увидел Орфея и еще не успел вслушаться в его пение. Второй, расположившись поближе, уже полностью поглощен звуками музыки. Поставив ногу на край скалы, он внимательно смотрит на поющего. Крайний слева, склонивший голову, захвачен музыкой и погружен в ее звуки. Его товарищ, стоящий ближе всего к Орфею, весь во власти волшебного искусства. От наслаждения он закрыл глаза и вслушивается в сладостную мелодию.

Орфей. Роспись античной вазы. Ок. 450 г. до н. э. Государственные музеи, Берлин.

Неисчерпаема эта тема и в музыке. В музыкальных интерпретациях сюжета переданы суровая драматическая сила и нежная лирика, власть любви и искусства, торжествующие над смертью. Вот уже много веков композиторы различных стран не дают сойти со сцен музыкальных театров мира мифу об Орфее и Эвридике. Для них он — вечно живой образ, олицетворяющий бессмертную силу музыки и любви.

С этим мифом связано рождение оперного искусства. На рубеже XVI и XVII вв., возрождая античную трагедию, создатели первых опер именно в античной мифологии черпали свое творческое вдохновение. В 1600 г. во Флоренции итальянский композитор Якоб Пери написал оперу «Эвридика», в которой впервые соединил музыку и сценическое действо.

На сцене театра пастухи и пастушки, радостно поющие о предстоящей свадьбе Орфея и Эвридики. Звучит выразительная партия главного героя — Орфея. Меняются декорации: сначала появляется подземное царство, куда направляется Орфей за своей возлюбленной, затем на сцену опускается красная ткань, символизирующая огненные языки пламени, в скалах зияют страшные расселины... Вопреки трагической развязке мифа, оперное действо заканчивается вполне счастливо. Орфей, покорив подземных богов искусством пения, благополучно возвращается с Эвридикой на землю. Представление завершается радостным пением и танцами.

Портрет композитора К. В. Глюка и титульный лист парижского издания оперы «Орфей»

После этого знаменательного события к сюжету об Орфее и Эвридике обращались многие композиторы, в их числе: Клаудио Монтеверди, Кристоф Глюк, Йозеф Гайдн и Ференц Лист.

К шедеврам мирового музыкального искусства по праву можно отнести оперу немецкого композитора Глюка «Орфей» (1762), впервые поставленную на сцене оперного театра Вены. В известном мифологическом сюжете, который до него уже использовали несколько десятков композиторов, автора привлекло глубоко человечное и возвышенное содержание.

Глюк решительно отверг развлекательные пляски и запутанные интриги в произведениях своих предшественников. Ему особенно хотелось подчеркнуть и усилить трагедийное звучание мифа. Вот почему в опере на первый план он выдвигает столкновение роковых сил и воли певца Орфея, его готовность бороться за встречу с любимой женой Эвридикой. «Простота, правда и естественность» стали главным критерием работы композитора. Увертюра являлась не просто красивой музыкой, она полностью подчинялась общему характеру действия и помогала раскрыть внутренний мир героев.

В. Д. Поленов. Эскиз декорации к опере К. В. Глюка «Орфей». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сцены оплакивания возлюбленной в подземном царстве, мучительные жалобы и искушения Орфея заставляли публику глубоко и искренне переживать происходящее на сцене. Но в самые напряженные моменты действия трагической развязки не наступало. Неожиданно появлялся божественный персонаж Амур, который возвращал Орфею возлюбленную Эвридику. В финале звучала торжественная музыка и исполнялись танцы.

Музыка оперы отличалась напевностью и протяжной мелодичностью. Звучание клавесина и струнных инструментов придавало ей особую выразительность. Там, где надо было усилить напряженность действия (например, в пляске фурий, не пускающих Орфея в царство Аида за Эвридикой), звучал тромбон.

Особое внимание Глюк придавал дуэтам и ариям главного героя, которые звучали в моменты наибольшего эмоционального напряжения. В самой проникновенной арии Орфея «Потерял я Эвридику» из третьего акта композитор передал состояние щемящей скорби героя.

Опере Глюка «Орфей» была суждена долгая и счастливая сценическая жизнь. До сих пор она остается одной из любимейших опер, а потому продолжает звучать со сцен многих театров мира. Вероятно, этой опере Глюка были посвящены вдохновенные поэтические строки А. С. Пушкина:

        Но уж темнеет вечер синий,
        Пора нам в оперу скорей;
        Там упоительный Россини,
        Европы баловень — Орфей.
        Не внемля критике суровой,
        Он вечно тот же, вечно новый,
        Он звуки льет — они кипят,
        Они текут, они горят...

В наше время миф об Орфее и Эвридике вдохновил композитора Александра Борисовича Журбина и поэта Юрия Георгиевича Димитрина на создание первой отечественной рок-оперы «Орфей и Эвридика» (1975). Первых слушателей завораживала музыка Журбина с ее неожиданным сочетанием классичности оперных форм, традиционной песенности и новшеств западного рок-стиля. Опера, исполненная ансамблем «Поющие гитары» и его главными солистами Альбертом Асадулиным и Ириной Понаровской, вошла в число любимых произведений и в течение десяти сезонов выдержала более двух тысяч представлений в различных городах страны. Либретто оперы, созданное свободным стихом, прославляет силу любви Орфея и Эвридики. Красивая лирическая мелодия арии Орфея преисполнена любовью, одиночеством и горечью переживаний героя, потерявшего возлюбленную:

        Потерял я Эвридику,
        Погубил любовь мою.
        Раб судьбы своей великой,
        Я один в ночи стою.
        Птица белая поникла,
        Каплет кровь из-под крыла.

        Был пророком вещий ветер,
        Мне шептавший вновь и вновь:
        «Только тот у нас бессмертен,
        Кто сберег в себе любовь...»

        Эвридика, Эвридика,
        Лик твой нежный скрыла мгла.
        Птица белая поникла,
        Каплет кровь из-под крыла.

        Мадригалы, песни, оды
        Сам я вынес на торги.
        Лги, не лги — я весь распродан,
        Отдал сердце за долги.

        Не звездой, а тяжкой карой
        Ныне стал мне голос мой.
        Словно крест, несу я дар мой
        Рядом с лирой золотой.

        Птица белая поникла,
        Каплет кровь из-под крыла.
        Эвридика, Эвридика,
        Лик твой нежный скрыла мгла.

Орфей, зачаровывающий пением диких зверей. Римская мозаика. Конец II — начало III в. Археологический музей, Палермо

Вопросы и задания

  1. Передайте основное содержание мифа об Орфее и Эвридике. Как вы думаете, почему этот миф вдохновлял многих деятелей искусства на создание прекрасных произведений?
  2. Какое художественное воплощение получил миф об Орфее и Эвридике в произведениях литературы и изобразительного искусства? Расскажите подробнее об одном из них.
  3. Почему с мифом об Орфее и Эвридике связывают легенду о чудесном рождении музыки? Какие музыкальные интерпретации этого сюжета вам известны?
  4. Как вы думаете, почему опера немецкого композитора Глюка «Орфей» считается одним из шедевров музыкального искусства? Что вам известно об истории создания и сценической жизни этого произведения? Каковы ваши личные впечатления от прослушанных фрагментов оперы?

Творческая мастерская

  1. Познакомьтесь с римской мозаикой «Орфей, зачаровывающий пением диких зверей». Что вам известно об этом эпизоде мифа об Орфее? Попробуйте подробнее описать то, что на ней изображено.
  2. Миф об Орфее и Эвридике давно считается «вечным» музыкальным сюжетом, вот почему он интересен и композиторам нашего времени. В 1975 г. А. Б. Журбин написал музыку к первой отечественной рок-опере «Орфей и Эвридика». Послушайте песню Орфея в исполнении ансамбля «Поющие гитары», в которой рассказывается о том, как Орфей состязался в мастерстве пения и игры на лире. Какие чувства героя переданы в этой песне?

Рейтинг@Mail.ru