Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

Учебник МХК для 5 класса

Мировая художественная культура

       

Арес — неукротимый бог войны

              ...и взревел Арей меднобронный.
        Страшно, как будто бы девять или десять воскликнули тысяч
        Сильных мужей на войне, зачинающих ярую битву.
        Дрогнули все, и дружины троян, и дружины ахеян,
        С ужаса: так заревел Арей, ненасытный войною.

Гомер. Илиада
(Перевод П. П. Гнедича)

В отличие от Афины, богини честной и справедливой войны, Арес (Марс) — коварный и вероломный бог войны. Упоминая Ареса в «Илиаде» и «Одиссее», Гомер наделяет его далеко не лестными эпитетами: «смертоносный», «свирепый», «ужасный, как демон», «губитель людей», «разрушитель городов». Его не интересует, кто в войне прав, а кто — виноват. Он готов принять любую сторону. Единственная его цель — увеличить число жертв, внести панику и смятение в ряды сражающихся. Даже кони Ареса носят соответствующие имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас. Не случайны и атрибуты бога. Чаще всего он изображается с блестящим шлемом на голове, щитом и копьем в руках. Постоянной спутницей Ареса является богиня раздора Эрида.

Интересно, что в произведениях античного искусства этот бог никогда не изображался сражающимся. Напротив, античные скульпторы запечатлели его в мирной позе, чаще отдыхающим после боя. Именно таким он представлен в произведении неизвестного греческого скульптора «Арес Людовизи». Мы видим превосходно сложенного атлета с идеально правильными чертами лица. Он отдыхает после очередного сражения. Рядом — перевернутый щит: теперь он не нужен ему, так как сражение закончено. Ничто в его фигуре не напоминает о коварстве и жестокости, Арес спокоен и сосредоточен. О чем же думает этот грозный бог войны? Догадаться нетрудно, потому что у ног резвится шаловливый Амур, намекая на его страстное и влюбчивое сердце.

Арес принимал деятельное участие в войне богов с гигантами. Во время Троянской войны, являясь противником греков, он был ранен Диомедом, которому покровительствовала Афина Паллада.

Неизвестный автор. Арес Людовизи. Римская мраморная копия с греческого оригинала. Ок. 150 г. до н. э. Национальный музей, Рим

Арес — сын Зевса, а потому он живет среди богов олимпийского пантеона. Но уживается с ними с трудом. Даже Зевс-отец не в силах сдержать гнева на Ареса, а потому говорит ему: «Ты ненавистнейший мне меж богов, населяющих небо!» (Гомер).

Дети Ареса также жестоки и немилосердны. Например, амазонки — женщины-воительницы — отличались особенно воинственным характером. Они участвовали во многих кровавых битвах, испытывая при этом яростное упоение в бою. Картина Рубенса «Битва амазонок с греками» свидетельствует о непревзойденном мастерстве художника, его умении строить сложнейшие композиции, богатстве художественной фантазии, смелости и виртуозности свободной кисти. Все смешалось в этой кровавой битве. Не испытывая ни малейшего чувства страха, прекрасные и отчаянные амазонки явно теснят греков.

Рубенс. Битва амазонок с греками. 1615—1619 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

По небу проносятся свинцово-сизые и огненные тучи, мчится колесница, развеваются пурпурные накидки сражающихся. Лоснятся от пота бока гнедых лошадей, ярко сверкает сталь воинских доспехов. Сражение достигло наивысшего напряжения и накала страстей. Переброшенный через реку мост оказывается слишком ненадежным и маленьким для такой жаркой схватки. Побежденные безнадежно барахтаются в воде, окрашенной яркими отблесками далекого пожара. Хотя сражение в самом разгаре, легко догадаться, на чьей стороне будет победа. Высоко подняты мечи, вздыблены кони под смелыми наездницами. Никто и ничто не может противостоять их решительным действиям.

Культ Ареса в Древней Греции был незначителен, зато в римской мифологии, отождествленный с Марсом, он получил довольно широкое распространение. Такое особое поклонение Марсу было связано с тем, что он считался отцом Ромула — основателя города Рима.

Его часто изображали в сопровождении священного животного — волчицы, которая, по легенде, вскормила Ромула и Рема. Кроме того, Марс первоначально входил в триаду богов, возглавлявших римский пантеон. По некоторым преданиям, он был наделен тремя жизнями, а потому воспринимался как вечное божество.

В римской мифологии Марс исключительно бог войны. Он сопровождает идущих на битву воинов, вселяя в них силу и мужество. Символ Марса — копье и двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба. Римляне восприняли это как предзнаменование своей непобедимости.

Очень часто скульпторы изображали римских императоров, придавая им черты сходства с богом войны Марсом. В качестве примера можно привести известный скульптурный портрет императора Августа из Прима Порта. Панцирь прославленного полководца, облаченного в воинские доспехи, украшают рельефы с сюжетами, напоминающими о его доблестных победах. Кстати, на одном из них изображен римский воин в виде бога Марса в момент возвращения ему серебряного орла — знака военного отличия. У ног воина — священное животное Марса — волк. Он предан хозяину и готов в любую минуту броситься на неприятеля. У ног Августа скульптор поместил и Амура, напоминая о божественности происхождения императора.

Марс с форума Нервы. Копия 90-х гг. I в. с оригинала II в. до н. э. Мрамор. Капитолийский музей, Рим

 

Скульптурный портрет императора Августа из Прима Порта. Мрамор. Начало I в. н. э. Музеи Ватикана, Рим

Традиции римского скульптурного портрета в изображении Марса легко прослеживаются в памятнике великому полководцу Александру Васильевичу Суворову (1801) русского скульптора Михаила Ивановича Козловского, установленном в Санкт-Петербурге. Уже два столетия стоит на гранитном цоколе стремительно шагнувший вперед бронзовый рыцарь. Он высится на Марсовом поле как символ русской победоносной воинской доблести, отваги и славы.

Кто же перед нами? Рыцарь, закованный в латы, или римский воин? Несомненно, великий русский полководец представлен в виде бога войны Марса. На его голове — шлем с высоким султаном, в руках — занесенный клинок для разящего удара, на круглом щите — герб Российского государства. На памятнике лаконичная надпись: «Князь Италийский, граф Суворов-Рымникский». Читая ее, будто бы слышишь победное звучание фанфар, шелест воинских знамен, шум крыльев гениев Славы, поддерживающих овал, в котором она начертана.

Но почему же именно в облике Марса был запечатлен великий русский полководец? Дело в том, что тема прижизненного, триумфального монумента была строго обусловлена заказом. Задача скульптора сводилась к прославлению Суворова как героя войны в Италии. Не своеобразие душевного облика полководца, не множество его героических военных деяний, а только подвиги в период итальянской военной кампании необходимо было отразить в статуе. Вот почему уже с самого начала работы М. И. Козловский обратился к языку мифологической аллегории.

М. И. Козловский. Памятник А. В. Суворову. 1801 г. Санкт-Петербург

Скульптор создавал не портрет, а символическое изображение полководца, прославившего Россию. И все-таки отдаленное портретное сходство с Суворовым в этом памятнике ему удалось передать. Жертвуя внешней портретной точностью, скульптор сумел раскрыть всепобеждающую энергию и непоколебимую волю полководца. Интересно, что монумент А. В. Суворову был первым в Российском государстве памятником «некоронованной особе».

После окончания военных действий Марсу приносили в жертву коня из победившей на бегах квадриги, устраивали песнопения и воинские пляски со щитами и копьями. В его честь в городах место военных смотров и парадов стали называть Марсово поле. Эта традиция характерна для крупных городов Европы (Парижа, Санкт-Петербурга). Не случайно А. С. Пушкин в поэме «Медный всадник» упоминает: «Люблю воинственную живость потешных Марсовых полей». Марсу был посвящен первый месяц весны (март), когда совершался обряд изгнания зимы и проводились конные состязания.

Марсово поле в Санкт-Петербурге. Современное фото

Воинственный облик Марса в дальнейшем был не слишком популярен в произведениях искусства. Исключением стали лишь сюжеты, в которых любовь одерживает над ним верх. Прежде всего это касается известного вам мифа о любви Марса и Венеры. В качестве примера обратимся лишь к помпейской фреске «Марс и Венера». Перед нами не грозное божество, а изнеженный юноша, ослепленный чувством любви к прекрасной Венере. Атрибуты Марса (копье, шлем) лежат рядом, но сейчас они ему не нужны. Более того мы видим, как один из амуров примеряет шлем Марса, а другой готов в любую минуту выпустить свою волшебную стрелу из лука.

Марс и Венера. Фреска из Помпей. I в. н. э. Национальный археологический музей, Неаполь

 

Д. Веласкес. Марс. 1639—1642 гг. Прадо, Мадрид

Вопросы и задания

  1. Какие качества отличают бога войны Ареса? Почему щит, шлем с пером, меч (иногда копье) являются атрибутами этого бога?
  2. Как вы думаете, почему в произведениях античного искусства бог Арес обычно не изображался на поле битвы? Каким он предстает в известных вам скульптурных произведениях?
  3. Кто такие амазонки? Что изображено на картине Рубенса «Битва амазонок с греками»?
  4. Почему культ бога войны Марса был особенно популярен в римской мифологии? Как вы думаете, почему скульпторы любили изображать римского императора Августа в облике бога войны Марса?
  5. Опишите памятник русскому полководцу А. В. Суворову, выполненный скульптором М. И. Козловским. Какие традиции в изображении бога войны Марса можно увидеть в этом произведении?
  6. Какое художественное воплощение получил миф о любви Марса и Венеры в известных вам произведениях искусства?

Творческая мастерская

  1. Что вам известно об истории создания Марсовых полей в крупных городах мира (Париже, Санкт-Петербурге)? Расскажите об одном из них.
  2. Познакомьтесь с картиной испанского художника Диего Веласкеса «Марс». Какими новыми, может быть, неожиданными, чертами наделил художник этот традиционный мифологический образ? Каковы ваши личные впечатления об этом произведении?

Рейтинг@Mail.ru