Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

Учебник МХК для 5 класса

Мировая художественная культура

       

У истоков театрального искусства

В честь бога Диониса любили устраивать общенародные праздники, торжественные шумные процессии и шествия. В свите Диониса участвовали вакханки и менады — нимфы, воспитавшие юного бога. Ни один праздник (вакханалия) не обходился без их участия. Они предавались дикой и неистовой пляске под громкие звуки тамбуринов и флейт до тех пор, пока не падали в траву в полном изнеможении, после чего засыпали.

Хорошо известна замечательная статуя «Менада» античного скульптора Скопаса. Глядя на нее, не перестаешь удивляться, как камень, «сам по себе оставаясь все тем же камнем», превращается в живой художественный образ. Спутница Диониса показана в стремительном и страстном танце. Ее движения порывисты и беспокойны. Сильно изогнутое тело, запрокинутая назад голова, распущенные волосы, ниспадающие тяжелой волной на плечи, призваны передать силу чувств и стремительность движения. Она вся во власти стихийного порыва, захватившего ее существо. Кажется, перед скульптором стояла единственная задача — как можно точнее и выразительнее передать внутреннее состояние менады. И это ему удалось в полной мере. Новаторство скульптора в передаче человеческих чувств по достоинству оценили современники. Один из поэтов очень точно и образно сказал, что «камень паросский — вакханка, но камню дал душу ваятель».

Как и любое произведение скульптуры, «Менада» Скопаса рассчитана на восприятие с разных точек зрения. Тот, кто хочет понять гениальное решение, должен непременно обойти ее кругом. Только тогда в полной мере откроются стремительность и красота движения в танце, и вы поймете силу и страстность человеческого чувства. Любуясь «Менадой» Скопаса, понимаешь справедливость слов Аристотеля о сущности танца: «Ритмом, созданным совокупностью движений, пляска передает нравы, страсти, деяния».

В свите Диониса и сатиры (фавны) — демоны плодородия, фантастические человекообразные существа с веселым и остроумным характером, добро душно-лукавым выражением лица. Хор сатиров — непременный участник любого праздника в честь Диониса. Не случайно, что позднее комические и остроумные поэмы стали называть сатирами, а их авторов — сатириками. Они всюду, где их кумир Дионис. Сатиры танцуют, наигрывают веселые мелодии на кимвалах и флейтах, бегают за прекрасными нимфами. У них нет других забот, кроме развлечений и забав молодого бога.

Скопас. Менада. Мраморная копия. IV в. до н. э. Картинная галерея, Дрезден

 


Танец силен и менад. Терракота. IV в. до н. э. Национальный музей, Рим

Античные скульпторы и художники находили в обычаях и нравах сатиров много интересных сюжетов для своих произведений. Особой известностью пользуется скульптура Праксителя, запечатлевшая идеальный тип сатира, который впоследствии послужил образцом для его воплощения в произведениях искусства. «Отдыхающий сатир» — одно из лучших произведений великого скульптора. Сатир запечатлен во время мечтательного отдыха. Он в задумчивости оперся на ствол дерева, вслушиваясь в неприхотливую тихую музыку флейты. В одной руке держит флейту, и кажется, что через мгновение поднесет ее к губам и зазвучит нежная мелодия. Ничто в облике не выдает в нем сатира. И лишь маленькие острые козлиные ушки, едва различимые в пышных кудрях, и непонятная, загадочная улыбка напоминают о том, что перед нами лесное божество, а не человек. Это прекрасное произведение Праксителя сегодня известно во многих римских копиях. Музеи мира насчитывают примерно 150 мраморных скульптур с изображением отдыхающего сатира. Пять из них находятся в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

С именем Диониса связано рождение театра в Древней Греции. Истоки театрального искусства восходят к Великим Дионисиям — праздникам, особо почитаемым народом Аттики. В их основе лежал миф о Дионисе как о боге стареющем, умирающем и воскресающем вновь. Дионис воспринимался как бог, олицетворяющий собой живые силы природы, которые каждый год засыпают зимой и возрождаются с первыми лучами весеннего солнца.

Пракситель. Отдыхающий сатир. Ок. 340-330 гг. до н. э. Капитолийские музеи, Рим

На празднике Великих Дионисий, в марте, когда все вокруг было в цвету, особенно пышно и торжественно отмечался культ Диониса. Его изображал жрец, который с атрибутами бога (плющом, чашей с вином) восседал на ладье, поставленной на колеса, что означало его возвращение в Грецию после долгих скитаний на чужбине. Во время праздника совершали жертвоприношение. Так как с культом Диониса было связано особое почитание козла, то в жертву приносили это животное. При этом считалось, что все верующие «причащались» от его плоти и крови. Вся многочисленная свита Диониса надевала на себя козлиные шкуры и сопровождала шествие обрядовыми песнями (дифирамбами) в его честь.

Интересно, что в литературе сатиры часто назывались «козлами», а слово «трагедия» в переводе с греческого буквально означает «песнь козлов».

Песнопения обычно были веселыми и шумными. Толпа гуляк, с шутками ходившая по улицам, задевала насмешками прохожих, вступала с ними в перебранку. Таким образом, прямо на улицах города разыгрывались импровизированные представления с обязательным участием хора сатиров. Строгие судьи решали, какой из хоров пел лучше, и присуждали победителям треножник. Позднее именно из песен хора возникнет греческая драма. Они же первоначально будут ее главной и необходимой принадлежностью и долго сохранятся в качестве главного действующего лица. (Например, в произведениях Эсхила.)

Праздник Диониса. Фрагмент гидрии. 530 г. до н. э. Британский музей, Лондон

На празднике обычно присутствовала маска Диониса, которой первой подносили вино. Эта маска и стала впоследствии символом театрального искусства. Актеры, занятые в театральных представлениях, непременно надевали маски: веселые или грустные, трагические или комические. В зависимости от содержания спектакля их меняли в процессе игры на сцене. Все маски были с открытым ртом, чтобы голос исполнителя мог звучать свободно. Их главное назначение в комедиях и сатировских драмах — вызывать смех у публики, а поэтому они были нарочито уродливыми, безобразными.

Маска драматического актера в античном театре

Таким образом, Дионис стал покровителем греческого театра, невольным виновником его возникновения. Официальной же датой рождения греческого театра считается 534 г. до н. э., когда в Афинах были разрешены драматические состязания. С этого времени они стали проводиться ежегодно. Все великие трагики и комедиографы Древней Греции участвовали в них. История театрального искусства прошла долгий путь, но рождением она обязана Великим Дионисиям, прославляющим культ бога Диониса.

Вопросы и задания

  1. Почему с именем бога Диониса связано рождение театрального искусства? Почему маска Диониса впоследствии стала его символом?
  2. Как в Древней Греции обычно отмечался праздник Великих Дионисий? Каково происхождение трагедии и почему в переводе с греческого языка это слово означает песнь козлов?
  3. Кто сопровождал Диониса во время торжественных процессий и шествий? Какое представление об этом может дать статуя Скопаса «Менада»? Как удалось ее автору «дать душу» холодному камню?
  4. Какое участие в этих праздниках принимали сатиры? Почему веселые и остроумные произведения стали называть сатирами, а их авторов — сатириками? Как вы могли бы описать скульптуру Праксителя «Отдыхающий сатир»?

Творческая мастерская

Н. Пуссен. Вакханалия. XVII в. Лувр, Париж

  1. Излюбленным сюжетом для художников стали так называемые «Вакханалии». Главная тема произведений А. Мантеньи, А. Дюрера, Тициана, П. Рубенса, Я. Йорданса, Н. Пуссена — утверждение радости бытия и полноты жизни. Познакомьтесь с некоторыми из названных произведений, определите их сюжетное сходство и отличительные особенности.

Тициан. Вакханалия. 1518-1519. Прадо, Мадрид

  1. Попробуйте провести для своих одноклассников заочную экскурсию в один из античных театров Древней Греции под открытым небом. (Театр в Эпидавре. 350—330 гг. до н. э. Театр в Дельфах. Середина II в. до н. э.) Расскажите, как осуществлялись первые постановки на его сцене. Почему первоначально хор играл главную роль и был обязательной принадлежностью любого театрального представления? Как и в связи с чем менялось количество актеров и техника актерского исполнения? Как актеры овладевали приемами ораторского искусства? Почему маска стала неотъемлемым атрибутом любого театрального представления? Попробуйте нарисовать маски для различных актерских амплуа. Что вам известно об использовании костюмов и декораций? Какова была роль публики в театральном представлении?

Театр в Дельфах. Середина II в. до н. э. Современное фото

  1. Если вы любите рисовать, то попробуйте сделать эскизы для костюмов и декораций древнегреческого спектакля.

Рейтинг@Mail.ru