Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

Учебник МХК для 5 класса

Мировая художественная культура

       

Афродита — богиня любви и красоты

              Богиня красоты прекрасна будет ввек.

А. С. Пушкин

Человек, впервые посетивший Лувр, крупнейший художественный музей мира в Париже, непременно остановится в изумлении перед одним из прекраснейших творений античного скульптора Агесандра — Венерой Милосской. Кажется, резец ваятеля не мог бы высечь из камня ничего более совершенного и возвышенного, способного поразить наши чувства. Даже с утраченными руками античная богиня кажется гибкой, подвижной и одновременно полной сдержанного покоя.

Легко и трепетно скользят по поверхности мрамора световые блики и прозрачные тени... Складки одеяния оттеняют нежную, почти прозрачную кожу. Слегка склоненная голова, чуть строгое и спокойное лицо с правильными чертами пленяют ясным спокойствием и поэтической одухотворенностью. Удивительным образом в ее облике сочетаются нежность и сила, здоровье и торжествующая красота.

              И целомудренно и смело,
              До чресл сияя наготой,
              Цветет божественное тело
              Неувядающей красой.
              Под этой сенью прихотливой
              Слегка приподнятых волос
              Как много неги горделивой
              В небесном лике разлилось!
              Так, вся дыша пафосской страстью,
              Вся млея пеною морской
              И всепобедной вея властью,
              Ты смотришь в вечность пред собой.

Так выразил свои чувства русский поэт А. А. Фет. Да и не он один. Французский писатель Шатобриан, впервые увидевший выставленную скульптуру, воскликнул: «Греция еще не давала нам лучшего свидетельства своего величия!» Если вы прочитаете повесть Г. И. Успенского «Выпрямила», то непременно увидите, как «выпрямила» душу маленького человека встреча с богиней любви и красоты. Легенда, а может быть, и быль о немецком поэте Генрихе Гейне рассказывает, как он, изнуренный смертельной болезнью, вышел в один из весенних дней 1848 г. на сияющие солнцем улицы Парижа. Преодолевая слабость, он добрался до Лувра и остановился перед мраморной статуей Венеры Милосской. Прощаться с жизнью и красотой он пришел сюда, в сокровищницу искусства...

Агесандр. Венера Милосская. 120 г. до н. э. Лувр, Париж

Время сохранило немало скульптур, запечатлевших античную богиню любви, но именно это произведение способно пленить сердце и воображение на всю жизнь. Возможно, это происходит потому, что перед нами не одна из многочисленных римских копий, а греческий подлинник!

Ни один персонаж греческой мифологии не пользовался такой широкой популярностью у художников и скульпторов, поэтов и музыкантов, как греческая богиня любви, красоты и вечной юности Афродита (у римлян — Венера). Сферы ее влияния были безграничны. В глубокой древности различали Афродиту небесную, которая защищает города, Афродиту морскую, способствующую мореплаванию, и Афродиту подземную, которая оберегает покой умерших, заботится о плодородии земли.

Афродита не была чисто эллинским божеством, и если верить легендам, то родилась она на острове Кипр, а поэтому рядом с ее именем часто употребляют эпитет Киприда, т. е. рожденная на Кипре. Поэт Гесиод в «Теогонии» так описывает это событие:

        Здесь вышла (на берег) чтимая прекрасная
        богиня, травы кругом
        под ножкой нежной возрастали:
        ее Афродитой,
        из пены рожденною богиней... называли
        ее боги и люди...
        Также Кипром рожденную, ибо
        родилась на обмываемом
        волнами Кипре...

(Перевод Ф. Зелинского)

Афродита являлась олицетворением живых сил природы, плодородия, она часто появлялась в свите диких зверей — львов, медведей, волков.

Одно время она считалась покровительницей браков и деторождения, но постепенно это ее покровительство исчезло, и Афродита стала восприниматься исключительно как богиня любви и красоты.

Среди некоторых версий о происхождении Афродиты гораздо более популярна та, согласно которой она появляется на свет из морской пены. Именно этот момент ее рождения запечатлен в знаменитом «Троне Людовизи». Две нимфы, осторожно поддерживая богиню, принимают ее из морских волн. Афродита с удивлением и восторгом входит в неведомый мир. Причудливые складки хитона как будто скрывают от зрителей тайну ее чудесного рождения. Лишь морская прибрежная галька под ногами нимф напоминает о месте события. По легенде, на бесплодной почве, где ступит нога прекрасной богини, произрастут прекрасные цветы.

Фрагиент рельефа «Трон Людовизи» (Сцена рождения Афродиты).460 г. до н. э. Национальный музей, Рим

Афродита удивительно прекрасна, и мастер, создавший образ, любуется ее тонким профилем, гибкостью фигуры, прядями спадающих волнистых волос. Склоненные нимфы образуют мягкий причудливый узор, напоминающий распускающийся цветок. Мастер великолепно смог передать чувство радости, вызванное таким необычным появлением Афродиты.

Не менее выразительно передан этот мифологический сюжет в картине итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Что способно поразить нас в этом произведении? Наверное, какая-то особая светозарность, чувство радости бытия и органичного слияния человека с природой. А может быть, созвучие неба, моря, ветра, простора и, конечно, удивительная женская красота?

С. Боттичелли. Рождение Венеры. 1485 г. Галерея Уффици, Флоренция

Вглядитесь в лицо богини. Не правда ли, оно напоминает нам застенчивую девушку с затаенной робкой печалью в глазах? Растерянно приподняты в улыбке брови, едва заметно ее движение в удивительной по красоте раковине. От легкого дуновения Зефиров золотые вьющиеся волосы, перехваченные лентой, каскадом спадают вниз и льнут к ее прекрасному телу. В кроткой, целомудренной красоте богини угадываются трепетность и сила чувства. Одна из нимф спешит накинуть на нее затканное цветами покрывало. Кажется, сама природа приветствует ее появление на свет. Мы слышим ласковый трепет морских волн, чувствуем запахи летающих в воздухе цветов, видим, как в ожидании чуда замер черный лес...

В Венере Боттичелли удивительным образом сочетаются обаяние античной богини и мечтательность Мадонны. Несомненно, перед нами одна из самых поэтичных картин в мировой живописи.

        В роскошной Греции, оливами покрытой,
        Где небо так светло, там только, Афродита,
        Явиться ты могла,

        Где так роскошно Кипр покоится на волнах,
        И где таким огнем гречанок стройных полны
        Восточные глаза!

        Как я люблю тот вымысел прекрасный!
        Был день; земля ждала чего-то; сладострастно
        К равнине водяной
        Припал Зефир: в тот миг таинственный и нежный
        Родилась Красота из пены белоснежной —
        И стала над волной!..

        Тебя принял Олимп! Плененный грек тобою,
        И неба и земли назвал тебя душою,
        Богиня красоты!..

И. С. Тургенев

Перед красотой Афродиты склоняют головы почти все боги. На Олимпе она появилась как дочь Зевса и оке-аниды Дионы. По другому мифу, Афродита родилась из морской пены, образовавшейся из капель крови Урана. Отсюда ее иное имя — Урания, т. е. «небесная», а поэтому в эпоху античности многие поэты упоминали именно это ее качество. Афродита являет собой идеал не только небесной, но и вполне земной красоты. Ею восторгаются и простые смертные люди, и даже звери. В честь богини отмечались красочные весенние праздники, во время которых к ее ногам бросали травы и цветы, пели песни и водили хороводы. А поэтому ее другое, не менее известное имя — Афродита Пандемос (Всенародная). Афродита с триумфом шествует по земле в изящной колеснице, запряженной парой голубей или лебедей. В одном и том же храме, построенном в ее честь, одновременно могли стоять изображения Афродиты Урании и Афродиты Пандемос. Обе богини пользовались всенародным почитанием и любовью.

У итальянского художника Тициана есть картина, которая называется «Любовь небесная и земная». В ней нашли отражение две сущности одинаково прекрасной богини любви — Урании и Пандемос. Они сидят по сторонам мраморного источника, украшенного великолепными рельефами. Амур бросает в него лепестки роз (явный намек на сладость любви). Сам колодец не только символизирует воду (источник жизни), в которой родилась Афродита, но и одновременно напоминает о смерти (римский саркофаг). Картина говорит о том, что любовь Афродиты способна как погубить, так и возродить человека к жизни.

Известно, что Афродите не было равных в искусстве покорять сердца. Даже могущественная жена Зевса Гера просит у нее узорчатый пояс, в котором заключена таинственная и магическая сила обольщения. Многие горят желанием взять ее в жены.

А кто является мужем прекрасной богини? Как ни странно, это самый некрасивый среди олимпийских богов, искусный мастер Гефест. Хромоногий Гефест день и ночь трудится в кузнице у наковальни, а в это время Афродита нежится в опочивальне, расчесывая гребнем роскошные волосы и любуясь перед зеркалом своей красотой, или купается в прекрасном источнике.

Тициан. Любовь небесная и земная. 1515-1516 гг. Галерея Боргезе, Рим

Многие художники обращались к этому сюжету. «Спящая Венера» была удостоена кисти Джорджоне и Эдуарда Мане. «Венеру перед зеркалом» запечатлели Тициан, Веласкес и Рубенс. «Туалет Венеры» сохранила кисть Тициана, Тинторетто и Буше. «Купание Венеры» нашло отражение в произведениях Рубенса и Антониса ван Дейка. Невозможно перечислить все произведения искусства, прославляющие красоту и очарование богини любви.

Рубенс. Афродита и Арес. Эрмитаж, Санкт-Питербург

Любви Афродиты добивались Посейдон и Арес. О любви Ареса и Афродиты повествуют многие источники. В «Одиссее» Гомер рассказывает, что во время свидания их хитроумно приковал к ложу невидимыми глазу сетями Гефест — законный супруг Афродиты.

        Только достигла обидная весть до Гефестова слуха,
        Мщение в сердце замыслив, он в кузнице плаху поставил,
        Крепко свою наковальню уладил на ней и проворно
        Сети сковал из железных, крепчайших, ничем не разрывных
        Проволок. Хитрый окончивши труд и готовя Арею
        Стыд, он пошел в тот покой, где богатое ложе стояло.
        Там он, сетями своими опутав подножье кровати,
        Их на нее опустил с потолка паутиною тонкой;
        Были не только невидимы оку людей, но и взорам
        Вечных богов неприметны они: так искусно сковал их,
        Мщенье готовя, Гефест.

Гомер. Одиссея (Перевод П. П. Гнедича)

Как видим, Афродита и Арес здесь предстают перед смеющимися богами. «Олимпийцы смеялись, и долго был этот случай потом любимым на небе рассказом» {Овидий). Освобожденные Гефестом любовники по просьбе Посейдона немедленно расстались. Арес умчался на войну во Фракию, а Афродита — на остров Крит в Пафос, где ее искупали и натерли нетленным маслом. В истории изобразительного искусства сохранилось немало произведений, запечатлевших союз Марса и Венеры.

Богиня, в чьей власти было осчастливить любого бога, и сама часто влюблялась. Миф о «прекрасном баловне Киприды» {А. С. Пушкин) Адонисе — излюбленный сюжет для произведений искусства.

П. Веронезе. Венера и Адонис. Прадо, Мадрид

«Венера и Адонис» А. Кановы, «Адонис» Б. Торвальдсена, «Умирающий Адонис» О. Родена — вот далеко не полный перечень скульптурных произведений на этот сюжет. Итальянский скульптор Джузеппе Маццуолла, виртуозно владеющий техникой обработки мрамора, представил зрителю композицию «Смерть Адониса», открывающую возможность ее всестороннего обозрения. Впечатление движения Адониса достигается развевающимися складками плаща и взметнувшимися локонами прекрасного юноши.

Этот страстный порыв, отчаянный взмах руки — его последнее движение. Голова уже никнет, глаза полузакрыты, а у ног вырастают кустики анемонов — цветов, в которые богиня Венера превратила возлюбленного после гибели от раны, нанесенной ему на охоте диким вепрем.

Д. Маццуолла. Смерть Адониса. Мрамор. Эрмитаж, Санкт-Петербург

В музыкально-драматическом искусстве миф о Венере и Адонисе лег в основу многих опер XVII и XVIII вв.

Вопросы и задания

  1. Какой представлена богиня любви и красоты в скульптурном произведении Агесандра? Как вы думаете, почему оно до сих пор производит неизгладимое впечатление на зрителей?
  2. Почему был так велик культ Афродиты в античную эпоху? Что говорят мифы и произведения искусства о ее чудесном происхождении? Какое художественное воплощение получил сюжет рождения богини в картине С. Боттичелли и стихотворении И. С. Тургенева?
  3. Что означают имена Афродиты — Урания и Пандемос? Как об этом рассказывает картина Тициана «Любовь небесная и земная»?
  4. Какие сюжеты, связанные с изображением Афродиты, были особенно популярны в мировой живописи? Расскажите об одном из известных вам произведений.
  5. Что рассказывает миф об Адонисе — «прекрасном баловне Киприды»? Какое художественное воплощение он нашел в известных вам произведениях живописи и скульптуры?

А. Какова. Венера и Адонис. Мрамор. 1789-1794 гг.

Творческая мастерская

  1. Рассмотрите картины Тициана «Любовь небесная и земная» и Боттичелли «Рождение Венеры». Как в них воплощен образ богини? Обратите внимание на изображение атрибутов и сопровождающую ее свиту.
  2. Объясните смысл основных атрибутов Афродиты: дельфинов, морской раковины, красной розы, вечнозеленого мирта, черепахи, волшебного пояса, горящего факела, яблока, мака. Почему ее священными птицами являются воробей, голубь, лебедь и ласточка?
  3. Какими строками из «Метаморфоз» Овидия вы воспользуетесь, давая характеристику скульптуре Джузеппе Маццуоллы и живописному произведению Веронезе?

        ...Предпочтен даже небу Адонис.
        С ним она всюду, где он. Привыкшая вечно под тенью
        Только лелеять себя и красу увеличивать холей,
        С ним по горам и лесам, по скалам блуждает заросшим. < ... >
        Юноша, дерзок не будь, над моей ты погибелью сжалься,
        Не нападет на зверей, от природы снабженных оружьем,
        Чтобы не стоила мне твоя дорого слава. < ... >

        Тут из берлоги как раз, обнаружив добычу по следу,
        Вепря выгнали псы, и готового из лесу выйти
        Зверя ударом косым уязвил сын юный Кинира.
        Вепрь охотничий дрот с клыка стряхает кривого,
        Красный от крови его. Бегущего в страхе — спастись бы —
        Гонит свирепый кабан. И всадил целиком его бивни
        В пах и на желтый песок простер обреченного смерти! < ... >

        ...Не минуло полного часа, —
        А уж из крови возник и цветок кровавого цвета.
        Схожие с ними цветы у граната, которые зерна
        В мягкой таят кожуре, цветет же короткое время,
        Слабо держась на стебле, лепестки их алеют недолго,
        Их отряхают легко названье им давшие ветры.

Рейтинг@Mail.ru