Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

Учебник МХК для 5 класса

Мировая художественная культура

       

В сетях Эрота

              Я хочу воспеть Эрота,
              Бога неги, что украшен
              Многоцветными венками.
              Небожителей властитель,
              Он сердца терзает смертных.

Анакреонт
(Перевод Г. Церетели)

Эрот (Эрос, Амур, Купидон) — бог любви, культ которого существовал в Греции еще в глубокой древности. Он олицетворял собой ту могущественную силу, которая влечет друг к другу живые существа. Многие легенды отмечают, что происхождение Эрота неизвестно. Например, Гомер не упоминает Эрота в числе богов, а считает его силой, влекущей людей и богов друг к другу. Гесиод видит в нем одну из основных сил мироздания. Лишь с VI в. до н. э. Эрот появляется в олимпийской семье богов.

Никто не знает, кто его отец. Сведения о нем крайне разноречивы. Хаос, Зевс, Арес? А вот матерью многие считают богиню любви Афродиту. Эрот — веселый и шаловливый мальчик. Он носится над землей и над морем на блестящих золотых крыльях. В его руках — золотой лук, за плечами — колчан со стрелами. Никто не может укрыться от его метких стрел. С самим Аполлоном он может поспорить в меткости стрельбы из лука.

Сколько сердец богов и людей поразили эти коварные стрелы! Одним они принесли счастье и радость любви, другим — муки и горечь страдания, третьим — неминуемую гибель. В греческой трагедии «Антигона» Софокл так говорит об Эроте:

        Эрос, бог всепобеждающий,
        Бог любви, ты над великими
        Торжествуешь, а потом,
        Убаюканный, покоишься
        На ланитах девы дремлющей,
        Пролетаешь через моря,
        Входишь в хижину убогую.
        Ни единый в смертном племени,
        Ни единый из богов,
        Смерти чуждых, не спасается,
        Но страдают и безумствуют
        Побежденные тобой.

(Перевод Д. С. Мережковского)

По-разному изображали Эрота в эпоху античности. Сначала — в виде прекрасного юноши, несколько позднее — это уже хорошенький шаловливый мальчик с крылышками, луком и стрелами. Выдающиеся греческие скульпторы Пракситель и Лисипп запечатлели этот образ в своих произведениях.

Статуя «Эрот, натягивающий лук» Лисиппа — блестящее по мастерству художественного исполнения произведение искусства. Кому же предназначается его стрела? Возможно, кому-то из простых смертных, но очень может быть и кому-то из богов. Вся его фигура, лицо, руки, выставленная вперед правая нога создают впечатление кругового движения и придают всей скульптуре живой, динамичный характер.

Лисипп. Эрот, натягивающий лук. Римская копия с греческого оригинала. Вторая половина IV в. до н. э.

Зевс, узнав о том, сколько страданий и бед может принести Эрот, приказал умертвить ребенка. Но разве могла Афродита допустить это? Она спрятала сына в непроходимом лесу, и две свирепые львицы вскормили его своим молоком.

Непросто дается матери воспитание капризного и шаловливого ребенка. Она то играет с ним, то отнимает у него лук и стрелы, то наказывает его розгами, дразнит и резвится вместе с сыном.

Тициан. Венера, завязывающая глаза Амуру. Ок. 1565 г. Галерея Боргезе, Рим

Однако стрелы Эрота не щадят даже Афродиту. Более того, он часто вмешивается в ее судьбу: то парит над влюбленными Венерой и Адонисом, то играет оружием Марса, намекая, что любовь способна обезоружить даже сильного. А иногда во избежание неприятностей Афродита надевает повязку на глаза сыну, чтобы стрелы, пущенные им наугад, часто без цели, не принесли людям страданий и разочарования в любви.

Эти сюжеты запечатлели итальянские художники Тициан («Наказание Амура») и Караваджо («Амур-победитель»). В картине Пармиджанино «Амур с луком» мы видим, как Амур, кудрявый и красивый мальчик, беззаботно строгает лук. Стружки завиваются светлыми колечками на палке и светятся на черном фоне. Эффектна поза Амура. Его лукавый взгляд, кажется, не предвещает беды. И все же... У его ног художник изобразил сидящих мальчика и девочку. Мальчик схватил девочку за руку и, смеясь, подстрекает ее дотронуться до Амура пальчиком. Девочка явно не хочет делать этого, она плачет, боясь обжечься о любовное пламя. Как видим, античная тема приобретает в этой картине художника развлекательный и аллегорический смысл.

Пармиджанино. Амур с луком. Ок. 1533 г. Музей истории искусств, Вена

На картине Караваджо «Амур-победитель» зрителя поражает, с какой свободой и естественностью демонстрирует герой полную безнаказанность и уверенность в своей чарующей силе. С презрением и насмешкой смотрит он на людей, сомневающихся в его способностях. В любом из них он без особого труда воспламенит сердце любовью. Вот он взял в руки стрелы, еще мгновение — и они будут пущены в цель. Картина Караваджо также имеет аллегорический смысл. По всей вероятности, художник изобразил здесь Любовь земную, которая попирает расположенные у ног Амура символы Добродетелей и Наук: музыкальные инструменты, перо и книгу, компас и угломер, скипетр, ветвь лавра и латы.

Караваджо. Амур-победитель. 1638 г. Государственные музеи, Берлин

Вопросы и задания

  1. В нем особенность распространения культа Эрота в античную эпоху? Что вам известно о его рождении, детстве и воспитании?
  2. Почему Эрот так опасен для богов и людей? Что и как об этом говорится в известных вам произведениях литературы?
  3. Как было принято изображать Эрота в произведениях искусства? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
  4. Как складываются взаимоотношения между Эротом и его матерью Афродитой? Что об этом рассказывают произведения итальянских художников Пармиджанино и Караваджо?

Творческая мастерская

Донателло. Амур-Атис. XV в. Бронза. Художественная галерея, Флоренция

  1. Познакомьтесь со скульптурными произведениями Донателло «Амур-Атис» и Фальконе «Грозящий Амур». Что отличает и объединяет эти два произведения? Какие особенности характера Эрота запечатлели в них скульпторы?

Э. Фальконе. Грозящий Амур. 1757 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

  1. Познакомьтесь с двумя сонетами итальянского поэта эпохи Возрождения Франческо Петрарки, в которых изображен крылатый бог любви Амур.

I

        Я поступил ему наперекор,
        И все до неких пор сходило гладко,
        Но вновь Амур прицелился украдкой,
        Чтоб отомстить сполна за свой позор.

        Я снова чаял дать ему отпор,
        Вложив в борьбу все силы без остатка,
        Но стрелы разговаривают кратко,
        Тем более, что он стрелял в упор.

        Я даже не успел загородиться,
        В мгновенье ока взятый на прицел,
        Когда ничто грозы не предвещало,

        Иль на вершине разума укрыться
        От злой беды, о чем потом жалел,
        Но в сожаленьях поздних проку мало.

II

        Несчастный, я предположить не мог
        В тот день, что пробил час моей неволи,
        Что должен буду покориться воле
        Амура, — и защитой пренебрег.

        Не верил я, от истины далек,
        Что сердце стойкость даже в малой доле
        Утратит с первым ощущеньем боли.
        Удел самонадеянных жесток!

        Одно — молить Амура остается:
        А вдруг, хоть каплю жалости храня,
        Он благосклонно к просьбе отнесется.

        Нет, не о том, чтоб в сердце у меня
        Умерить пламя, но пускай придется
        Равно и ей на долю часть огня.

Какие черты Амура запечатлены в этих сонетах Петрарки? Чем заканчиваются любые попытки человека вступить с ним в состязание? Понятен ли вам поучительный смысл этих стихотворений? В чем он заключается?

Портрет Ф. Петрарки

Рейтинг@Mail.ru