Читать онлайн учебники
на ANSEVIK.RU

Учебник МХК для 5 класса

Мировая художественная культура

       

I. Сюжеты и образы античной мифологии

        Где ты, светлый мир? Вернись, воскресни,
        Дня земного ласковый расцвет!
        Только в небывалом царстве песни
        Жив еще твой баснословный след.

        - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

        В царство сказок возвратились боги,
        Покидая мир, который сам,
        Возмужав, уже без их подмоги
        Может плыть по небесам.

Ф. Шиллер. Боги Греции
(Перевод М. Лозинского)

Люди, жившие тысячи лет назад, ощущали свою беспомощность перед окружающей их грозной природой, а потому пытались объяснить происходящее влиянием божественной силы. Разбушевавшуюся морскую стихию они связывали с действиями владыки морей Посейдона, посылаемые на землю гром и молнии воспринимали как наказание разгневанного Зевса.

Создавая мифы, предания и легенды, человек пытался проникнуть в тайны мировой гармонии и мирового разлада, жизни и смерти. Несмотря на наивность, фантастичность мифов, в них в то же время ощущалась глубина постижения важнейших сторон бытия и нравственности. Идеалы человеческой Личности того времени нашли отражение в античных мифах. Даже тогда, когда речь шла о богах, в них легко угадывалась сложная и противоречивая земная жизнь человека.

Величественные боги порой удивительно похожи на простых смертных! Они, как и люди, могли быть великодушны и мстительны, добры и злы, непостоянны, ревнивы и преданны в любви. У них, как и у людей, были собственные дети, которых они строго наказывали или щедро одаривали своей божественной милостью.

Античный миф, воспевший грандиозные потрясения как в самой природе, так и в душе человека, жив и сегодня. С полным правом можно сказать, что он существует вне времени и пространства. Им живет и дышит искусство многих исторических эпох и народов.

В богатом художественном наследии античности каждая эпоха черпала свои образы и идеалы, выражая в них собственное отношение к жизни. Сегодня древние боги, герои, фантастические существа спокойно и величественно взирают на нас с полотен крупнейших художников мира. Они общаются с нами со страниц художественной литературы, передают нам свои чувства и мысли на языке танца, в ритмах музыкальных произведений. Герои античных мифов, воплощенные в камне и бронзе, украшают крупнейшие города мира. В своей речи, часто не замечая этого, мы используем крылатые выражения, почерпнутые из античной мифологии. Современная наука также использует имена мифологических героев в названиях химических элементов, планет Солнечной системы и созвездий.

Выберите ясный погожий вечер и вглядитесь в звездное небо. Не правда ли, оно завораживает нас своей красотой и безмолвным величием. А ведь вид звездного неба не изменился, мы видим его таким, каким он открывался взору людей, живших тысячи лет назад. Вот, например, что рассказали нам древние греки о созвездиях Большой и Малой Медведицы, которые особенно хорошо видны в Северном полушарии, где мы живем.

Ф. Буше. Юпитер и Каллисто. 1744 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

...Зевс, верховный олимпийский бог, был пленен красотой нимфы Каллисто, находящейся в окружении богини охоты Артемиды. Узнав об этом, разгневанная богиня изгнала нимфу из своей свиты. А ревнивая Гёра, жена Зевса, решила наказать Каллисто еще более жестокой карой. Она лишила ее человеческого облика и превратила красавицу нимфу в медведицу. Тут же ее тело покрылось шерстью, на руках появились звериные когти, а лицо превратилось в хищную пасть, из которой вырывался страшный рык. В отчаянии Каллисто бросилась бежать и скрылась от людей в чаще глухого леса. Долго блуждала медведица по лесам, пока не прибрела в укромную пещеру. Там она родила сына и дала ему имя Аркад, что означает «счастливый».

Не могла Каллисто в образе медведицы ухаживать за своим сыном, а потому Зевс позаботился о нем, отдав его на воспитание нимфе Майе — богине гор и полей. А медведица продолжала ходить по высоким горам день и ночь, скрываясь от охотничьих стрел.

Шло время... Аркад возмужал, стал отличным охотником. Однажды, когда он пас стадо, он увидел медведицу и, испугавшись, натравил на нее собак. И погибла бы Каллис-то-медведица, не окажись рядом Зевс. Он взял ее на небо, превратив в созвездие Большой Медведицы. А любимую служанку нимфы, с которой она не хотела расставаться, превратил в созвездие Малой Медведицы...

Первоначально у древних греков мифы существовали только в устной форме. Позднее их начали записывать. Многое рассказали нам литературные произведения, написанные на мифологические сюжеты. В греческой литературе это прежде всего знаменитые «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» Гесиода, драмы Эсхила, Софокла и Еврипида. Важнейшим произведением римской литературы явились «Метаморфозы» («превращения») Овидия. Это своеобразная мифологическая энциклопедия, объединившая 246 мифов в 15 книгах и в более чем 12 тысячах стихов. Равной ей нет во всей античной литературе, а поэтому в дальнейшем на страницах нашего учебника большинство примеров будет взято именно из нее. Следует также назвать «Энеиду» Вергилия, труды историка Геродота и археолога Павсания. В большинстве названных произведений созданы яркие картины, увлекательные описания, живо и легко запоминающиеся образы и сюжеты.

Слепой Гомер. Римская мраморная копия с бронзового оригинала. Ок. 450 г. до н. э. Старая Пинакотека, Мюнхен

Один и тот же миф, рассказанный разными авторами, вовсе не одно и то же. Иногда его просто невозможно было узнать, так как он «обрастал» новыми героями, художественными деталями и подробностями. Наверное, этим в какой-то мере можно объяснить и различные интерпретации (толкования) одного и того же мифа в произведениях искусства, созданных в разные эпохи различными авторами.

Знакомство с произведениями искусства на мифологические темы рождает сегодня множество вопросов, таит в себе удивительные открытия. Давайте попробуем вместе разобраться в том, что нам кажется интересным, но не всегда ясным и понятным.

Обложка книги Овидия «Метаморфозы»

Вопросы и задания

  1. Чем можно объяснить происхождение мифов? Можно ли утверждать, что в них нашла отражение земная жизнь человека? Поясните свой ответ.
  2. О каких легендах может рассказать карта звездного неба?
  3. Из каких произведений литературы можно почерпнуть знания об античной мифологии? Расскажите об одном из них подробнее.

Творческая мастерская

  1. Рассмотрите карту звездного неба, на которой запечатлена область вокруг Полярной звезды. Именно эта ее часть хорошо видна в Северном полушарии, где мы живем. Здесь находятся созвездия Дракона, Цефея, Кассиопеи, Лебедя... Познакомьтесь с мифами, нашедшими отражение на карте звездного неба, и проведите экскурсию для своих одноклассников.
  2. Знаете ли вы, под каким знаком зодиака родились? Связан ли ваш знак с какой-либо мифологической легендой? Передайте ее содержание.
  3. Познакомьтесь с книгой Е. Н. Бахтиной «Книга звезд» (М.: Интербук, 1997) и совершите вместе с ее автором путешествие по звездному небу. Что нового вы узнали из нее о мифологическом происхождении названий созвездий, о смысле крылатых выражений, используемых в современной речи? Понравилась ли вам эта книга? Оформите свои впечатления о ней в виде отзыва.
  4. Используя справочную литературу и издания по греческой мифологии, объясните смысл следующих выражений: ахиллесова пята, гордиев узел, дамоклов меч, муки Тантала, панический страх и др.
  5. Названия многих цветов своим происхождением также обязаны античным мифам. Что вам известно об этом? Приведите примеры.

Рейтинг@Mail.ru